Дискурсы направленности проблемы Процесс социально-терапевтической помощи в Восточной и Западной цивилизации имеют свои социально-культурные особенности, обусловленность развития помогающей практики в историческом процессе.
В восточной цивилизации, как считают исследователи, еще арабский философ и историк Ибн-Хальдун (1332-1406) выявил особенности формирования и протекания болезни взависимости от контекста социально- культурной среды. Ученый предложил концептуальную схему исцеления болезней, в основе которой связь с опытом, который получает клиент в результате болезни и его социальными реакциями в определенной культурной среде. В его подходе человек-культура-проблема являются неразделимым единством, которое осмысляется и изменяется в логике «исцеления».
Современные канадские исследователи, такие как П. Зутерланд и О. Уланова, считают, что для этнических групп восточной цивилизации, получающих помощь и поддержку, характерны социокультурные представления о проблеме/ болезни, которые связаны с дисгармонией между человеком и его социо- культурной средой.
Для них свойственно, что в процессы социо-культурных отношений включены не только реальные социальные субъекты, но и ушедшие предки, а также боги, духи, которые могут быть вовлечены как в помогающие, так и разрушающие процессы. Поэтому если один из компонентов социокультурной системы выходит из равновесия, тот это приводит к изменению всей системы человека физической, духовной, психологической, социальной, культурной. В этой связи «проблемы», как и «болезни» у клиента не имеют категоризации, т.е., не определяются как соматические, психологические, психосоциальные и т.д, проблема, как и симптоматика определяется по всем связям, каналам и отношениям. В этой связи клиентов в Восточной цивилизации, условно можно определить как соцо-психо-сомо- культурных субъектов.
В традиционной западной модели идеологемы терапевтической технологии восходят к каппадокийским мыслителям, и позднее, трансформировавшись, они находят свою реализацию в «сциентистских помогающих подходах». В западной парадигме помощи лежат представления, что болезнь/ проблема человека находится в теле, сознании или окружающей среде человека. Здесь возможны различные вариации с включением всех, либо отдельных элементов. Терапевтический процесс формируется на рационально-научной основе, проблема осмысляется в контексте био-психо-социальных изменений человека, интервенции базируются на психосоциальных, клинических, гуманистических моделях вмешательства. Условно можно определить такого клиента, которому оказываются такие виды помощи как социетального субъекта.
Особенности помогающего субъекта
Помогающий субъект в восточной цивилизации, как считают исследователи, определяется концепцией «раненного целителя», человека, который прежде чем оказывать помощь другим проходит определенный путь страданий и достижения гармонии с самим собой и окружающей средой. Пройдя путь достижения гармонии, помогающий субъект в состоянии решать эмоциональные, духовные, физические, психические проблемы клиента, консультировать его практически по всем проблемам, которые его тревожат.
Как считает канадский исследователь Р. Мудлей, помогающий субъект должен обладать определёнными социокультурными знаниями, ритуалами, этническими практиками лечения, а также должен уметь осуществлять посреднические функции между миром ушедших предков и клиентом.
Помогающие субъекты должны обладать «радикальной эмпатией», испытывать страдания и боли клиента, при этом они должны подключать в терапевтический процесс свое «тело», которое обладает не только «энергией исцеления», но также является «инструментом» диагностики проблем, болезней и состояний клиента.
Помогающий субъект осмысляет клиента в его цельности с телом- умом-духом, как органичное и интегрированное единство.
Помогающий клиент в западной цивилизации руководствуется профессиональными и этическими нормами, его профессиональная подготовка определена стандартами. Жизненный и профессиональный опыт не требует радикального обновления, а связан с развитием его Я- профессионального, которое должно формироваться в течение профессиональной жизни.
Эмпатическое видение клиента входит в профессиональные стандарты и нормы поведения, однако помогающий субъект имеет ограничения в работе с клиентами, которые определены квалификацией, знанием моделями интервенций, которые зависят от специфики случая и особенностями клиента. Работа с клиентами строится на научной основе, в рамках которой оценивается проблематика субъекта, осуществляется планирование и необходимые интервенции для решения проблемы.
Специфика клиентов азиатско - тихоокеанского региона как объектов и субъектов помощи Специфика клиентов азиатско-тихоокеанского региона связана с особенностями их социализации и инкультурации как субъектов и объектов социокультурного развития, а также как клиентов, которые включены в процессы интеграции как представителей Восточной цивилизации благодаря миграции в процессы Западной цивилизации. Эта особенность определяет не только их специфику на основе традиционных культурных ценностей, а также модели интервенций, необходимых и достаточных для решения проблем данной группы в процессе развития, адаптации, интеграции.
Основные ценностные ориентации и нормы клиентов азиатско - тихоокеанского региона
Знание культурных ценностей и ориентаций позволит адекватно выбирать модели помощи и поддержки, выстраивать гипотезы относительно проблем клиента, развивать технологии работы на основе культурных различий и ограничений. При этом необходимо помнить, что этнические группы, как и их стереотипы и поведение в инокультурной среде постоянной изменяются и трансформируются и не могут иметь «вечные» формы существования.
К основным ценностным ориентациям и нормам данной группы клиентов относят: коллективные ориентации, особенности иерархических отношений, нормы воспитания, эмоциональность, нормативные взгляды на разум и тело, нормативные взгляды на расизм и предрассудки.
- Коллективистские ориентации клиентов азиатско - тихоокеанского региона, как правило, имеют не индивидуалистические ориентации, а групповые и ориентации на семью. Однако находясь в системе западных ценностей, как показывают исследования С. Сью и Д. Сью, индивидуалистическая ориентация данных клиентов становится одной из стратегий жизнедеятельности, которая может вступать в противоречия с семейными и групповыми ценностями и ориентациями. Данная конфликтная ситуация может отражаться как на брачно-семейных отношениях, так и меж поколенными семьями.
Однако в других случаях семья может быть важным ресурсом для решения проблем клиента, а также терапевтической средой. Как показывает практика, этнические группы данного региона охотно учувствуют в коллективном решении проблем, если им определена роль «не клиентов», а помощников, особенно когда социальный работник проявляет искреннее уважение к этническим культурным нормам и традициям.
Достаточно эффективны методы работы с группой, особенно группы взаимной поддержки. Как показывает американская практика, после окончания групповой работы, представители таких групп могут объединяться в ассоциации поддержки, создавая сетевые модели помощи.
- Иерархические отношения характерны для данных групп клиентов. Причем в данных группах в основном доминируют патриархальные отношения, где мужчины, особенно пожилые мужчины, имеют более высокий статус, чем женщины. В США данные традиции сохраняются даже в третьем поколении иммигрантов, согласно европейским исследованиям такая ситуации характерна для второго поколения мигрантов. Знание и понимание иерархических семейных отношений особенно важно при осуществлении интервенций и технологиях социальной работы с семьей.
В этой связи как считают исследователи, нельзя допускать, чтобы клиенты – мужчины «теряли свое лицо». А использование «старшего поколения» возможно при решении «спорных вопросов», когда они могут привлекаться в качестве консультантов и посредников.
- Стили воспитания физическое и эмоциональное наказание характерно для данных этнических групп. Американский и европейский стили семейного воспитания эгалитарные, что осложняет социальное функционирование семей данных этнических групп. Однако, как отмечают исследователи, азиатские стили воспитания имеют традиционные патриархальные формы, такие как уход, обучение, моделирование, игру. Особенность социальной работы в этой связи обусловлено тем, чтобы родители-мигранты могли осознать, что в том обществе, в котором они живут, существуют другие культурные стандарты, стили воспитания, которые могут не соответствовать традиционным методам и стилям воспитания, что может приводить к конфликтам и конфронтациям.
- Эмоциональность для клиентов азиатско-тихоокеанского региона не характерно проявление эмоций, особенно в общественных местах, не только у взрослых, но и детей и подростков, что связано с системой воспитания и социализации, когда данные проявления рассматриваются как характеристиками незрелости, несоответствия социальным ролям.
Неэмоциональность характерно для взрослых членов семьи, особенно отцов, которые должны уметь регулировать свои эмоциональные реакции. Это традиция восходит к учению буддизма, когда медитативные практики должны входить во все виды практик повседневной жизни, в том числе и в воспитательные практики. Роль отца не только в обеспечении потребностей семьи, но и в обучении и контроле детей, через механизмы вины и стыда.
Матери в семьях, по мнению исследователей, более эмоциональны, для них характерно как эмоциональные, так и физические наказания в отношении детей, однако они удовлетворяют эмоциональные потребности детей и выступают посредниками, между ними и отцом.
В этой связи данные особенности необходимо учитывать при консультировании и не актуализировать проявления эмоционального поведения клиента, учитывать особенности проявления гнева, выхода эмоций в контексте кросскультурных норм и проявлений, характерных для «восточной традиции».
- «Единство разума и тела» восходит к древнейшей культурной традиции, когда «человек и природа» составляют единое целое. Например, в китайской традиции, в «Каноне Желтого императора о внутреннем», говорится о том, что «сливаясь воедино ци Неба и Земли дает жизнь человеку». Ци связывает человека со всем космосом. Вот это целостное представление о существовании человека в системе связей человека и космоса, переносится на рассмотрения единого функционирования всех его систем телесных, психических, духовных. Отсюда терапия – это достижение баланса между всеми системами как тела-разума-духа, так и всего человека и космоса.
В этой связи, как считают исследователи, формируется специфика запроса клиента данной группы. Как показываю исследования запрос на физическое нестабильное состояние у данных клиентов, это запрос, прежде всего на проблемы эмоционального характера или стресса. Со стороны клиентов соматические жалобы, больше связаны не с физическими недугами, а с проблемами психического здоровья, тревогами, депрессиями, хотя со стороны клиентов идут жалобы на головные боли, усталость, нарушение сна и аппетита.
Как считают исследователи, для данных группы клиентов наиболее эффективными будут техники цигун и дыхательных упражнений, чем рациональные дискуссии и обсуждения эмоций и фрустраций клиентов, конечно же наряду с другими методами, в том числе и социальной терапии.
- Расизм и предрассудки данные клиенты, как показывает европейская и американская практика, больше подвергаются дискриминации особенно на рабочих местах, и в школах, чем представители других этнических групп. Особенно факторы дискриминации наблюдаются в школах, в среде подростков и молодежи. В этой связи социальные работник больше используют технологии адвокатирования и анти-дискриминационные технологии социальной работы, чем технологии терапевтической и консультативной практики.