Можно отметить, что теории и практике консультирования и терапии в ХХ веке долгое время доминировали западноевропейские модели. Однако процессы глобализации и массовой миграции, вызвали к жизни новые этноцентрированные технологии консультирования и терапии.
Западно-ориентированные подходы к теории и практике терапии и консультирования в социальной работе Западно-ориентированные подходы к теории и практики терапии и консультирования в социальной работе осмысляются в традиционных моделях:
- в психодинамической модели помощи, где актуализируются интрапсихические процессы личности и механизмы развития;
- интегративной когнитивно – поведенческой модели, которая в 80-х годах преобразовалась в модель проблемно – ориентированной помощи,
- системной модели, с фокусом интервенций на работу с семьей,
- экологической модели, с элементами системных, индивидуальных и интеракций с семьей.
Рассматривая данные модели как формы проявления единого процесса технологии помощи, осмысляется не только природа консультирования и терапии/ социальной терапии, но и концепты эффективной помощи клиенту.
В процессе интервенций, западно-ориентированных подходов большое значение придают концептам помогающего контекста таким как: рабочий альянс, аутентичность, аттрактивность, эмпатические отношения между помощником и клиентом, как необходимых элементов психосоциального взаимодействия.
Особое внимание уделяется таким интервенциям как: контракт, оценка, лечение, планирование, кратковременная и долговременная система помощи, комплексная оценка.
Комплексный анализ данных подходов осуществляется на уровне индивидуальных практико-ориентированных теорий помощи, которые сложились в результате процессов институционализации консультирования и терапии.
Кросскультурные подходы к консультированию и терапии в технологиях социальной работы
Систематическое изучение культуры и консультирования — феномен XX в. Первоначально фокус интереса в изучении культур и психического здоровья находился в областях психологии и антропологии. Со временем центр интереса переместился от антропологических исследований отдаленных культур к изучению многообразия культур в современных плюралистических и смешанных обществах.
При рассмотрении консультирования в кросскультурном контексте становятся очевидными несколько моментов:
· консультирование быстро расширились до сложной социальной индустрии, охватывающей весь мир;
· консультирование основывается на предположениях, свойственных небольшой части населения мира;
· приемлемые с кросскультурной точки зрения приложения консультирования неизбежно зависят от социального контекста.
Американский исследователь С. Вол описывает семь различных контекстов для кросскультурного консультирования и терапии.
Согласно первой категории, представители одной культуры изучают терапевтические методы другой культуры. Этот наиболее очевидный пример подчеркивает антропологический или исследовательский интерес, включающий изучение культур специфичных расстройств, традиционных целителей, народных лечебных процедур и тем психологической антропологии.
Вторая категория включает проблемы, связанные с культурно обособленными «меньшинствами» внутри более широкого культурного контекста, — понятие, охватывающее особые популяции, выделяемые по возрасту, образу жизни, половой роли и социоэкономическому статусу, а не этнические и национальные группы. Культурно дифференцированные группы имеют особые и уникальные потребности. Чрезмерное подчеркивание этих демографических переменных приводит к культурным стереотипам, тогда как их недооценка ведет к культурной нечувствительности.
Третья категория включает социальных работников, работающих с клиентами из разных культур и применяющих культур специфичные подходы. Примером данной категории является работа с иммигрантами, иностранными студентами или временно проживающими в стране.
К четвертой категории относятся профессионалы, использующие при проведении исследований или предоставлении услуг свои «домашние» методы в странах с иной культурой.
В пятую категорию входит поиск системы, не зависящей от конкретного лица или лиц, осуществляющих ее перенос. Базовой предпосылкой кросс-культурного консультирования является то, что конкретную систему идей и теорий можно приспособить ко многим обществам с различной культурой.
Шестая категория может быть проиллюстрирована ситуацией, в которой специалист из одной культуры и клиент из другой работают в контексте третьей культуры.
Седьмая категория С. Вола имеет место, когда представители одной культуры в течение длительного времени прожили в условиях другой культуры, заимствуя элементы обеих культур — исторической родины и страны проживания. Как следствие, развивается «третья культура», чтобы удовлетворять особые потребности «бикультуральных» лиц.
Кросскультурное консультирование признает культурно обусловленные убеждения, ценности и модели поведения клиента, она чувствительна к культурной среде и к сети взаимодействующих влияний. Эффективно работающие с клиентами из другой культур специалисты сознают свои собственные ценности и предположения в сравнении с альтернативными предположениями и трансформируют эти ценности и предположения в действие. Кроме того, такие специалисты осознают общие, родовые характеристики консультирования и все другие контекстуальные переменные, которые влияют на процесс консультирования. Они понимают социо-политические силы, влияющие на аттитюды культурных меньшинств или другие притесняемых групп; они способны разделить взгляды клиента на мир, не отрицая их легитимности и не оказывая культурного давления на мировоззрение клиента; они подлинно эклектичны в своем стиле консультирования, формируя многообразие приемов из широкого диапазона теоретической ориентации.