Культурно-специфический синдром – характерный паттерн поведения, реакция на психосоциальные дисфункции или общественные вызовы представителя той или иной этнической культуры, принятой в его социальной среде, группе, племени, сообществе. Культурно-специфические синдромы характеризуется:
- категоризацией как определенной формы культурно-ориентированного болезненного состояния (не добровольное или ложное утверждение);
- характерным распространением в этнической среде;
- отсутствием проявления данного синдрома в других культурах;
- отсутствием признаков биохимических и тканевых нарушений;
- диагностируется и лечится с помощью представителей «народных помощников» (заклинателей, шаманов, и т.д.) и народной медицины в данной этнической общности.
Как показывают зарубежные исследования, одни культурно- специфические синдромы включают соматические симптомы (боль или нарушение функции какой-либо части тела), тогда как другие являются чисто поведенческие. Некоторые синдромы, связанные с культурной дифференциацией, появляются с аналогичными проявлениями в нескольких культурах, но на основе общих морфологических характеристик, например, страх за невозможность продолжение рода.
Природа культурно-специфических синдромов в современном обществе проявляется на стадиях, как считают такие исследователи как Дж. Айви, П. Педерсен, анализа тревожных переживаний, обусловленных культурной средой. Тревожные переживания, возникают с необходимостью субъектов к приспособлению к новой социальной среде, которая выступает в качестве стрессогенного фактора. Эти факторы определяют особенность оценки в кросскультурных технологиях социальной работы.
Американский исследователь Ф. Паниагуа, на основе работы с различными этническими группами американцев, систематизировал большую группу различных синдромов, связанных с их культурными особенностями. Так, афроамериканцы и латиноамериканцы, неестественные болезни и смерти, объясняют воздействием злых духов, например «вуду». Близки к проявлению данного состояния американские индейцы, слабость, тревожность, различные особенности, связанные с помрачнением сознания данные клиенты объясняют действием ведьм и нечистой силы.
Более сложные кросскультурные социальные факторы связаны с духовными установками и интенциями. Как считают исследователи, латиноамериканские женщины считают, что возможен “визуальный контакт” с Девой Марией и что возможно “услышать” голос Бога, и такие утверждения являются духовными дискурсами, присущих испано- этническим группам. При этом ошибочно было бы рассматривать такие проявления и установки в логике клинической практики как примеры галлюцинаций. Все эти особенности кросскультурных проявлений необходимо учитывать при оценке ситуаций клиента и выборе интервенций с данными группами клиентов.
К наиболее распространенным синдромам, с которыми социальные работники сталкиваются в практической деятельности среди различных этнокультурных групп, можно отнести:
- Амок (Малайзия) – «вышедший из -под контроля», малайское слово, обозначает поведение человека, находящегося под влиянием сильных эмоций. В случае применения оружия начинает нападать без разбору на прохожих, возможно человеческие жертвы.
- Коро (Китай) – синдром у представителей азиатских стран (Китай), форма истерии, связанная с беспокойствами в сексуальной сфере, рождением детей. Этиология связана с культурными традициями и представлениями о продолжении рода.
- Дхат (Индия) – неясный соматический симптом усталости, слабости, тревожности, потери аппетита, чувством вины, дискомфорта и сексуальной дисфункции.
- Сусто (Мексика) – болезненное состояние, депрессия, слабость, получение нового опыта жизнедеятельности, появление специфических страхов, отделения души от тела.
- Амафуфуньяна (Южная Африка)- одержимость демонами и злыми духами, имеет черты и признаки шизофрении.
- Хва-Бьюн (Американцы азиатского происхождения) - синдром проявляющейся в виде боли в верхней части живота, которая сопровождается специфическими страхами смерти, вызванные дисбалансом психического состояния между реальностью, и невозможностью проявлять гнев в иной культуре.
Как показывают современные исследования, несмотря на то, что данные синдромы характерны для представителей определенных культур, их объяснение получены учеными из Великобритании, США, Австралии и Западной Европы, что позволяет им сделать выводы о «глобальных распространений состояний», несмотря на их культурную дифференциацию. Тем не менее, в технологиях кросскультурной социальной работы, при оценке ситуации клиента, учитываются культурно-специфические синдромы при решении проблем этночувствительных клиентов.