Со второй половины 18 века комедия набирает популярность. Появляются новые жанры:
Реалистическая( Фонвизин)
Сатирическая( Княжнин, Капнист)
Сентиментальная ( Лукин, Херасков)
Василий Васильевич Капнист (23 февраль 1758 г.) вошел в историю как яркий представитель сатирической комедии. Его комедии отличались острой социальной направленностью, они едко критиковали дворянское общество, высмеивали и обличали пороки высшего света. Свободомыслие Капниста ярко выразилось в знаменитой комедии «Ябеда», пользовавшейся популярностью вплоть до 19 века.
«Ябеда» - это комедия-сатира о чиновниках и, в частности, о судебных чиновниках, о неправосудии. Капнист использовал при написании материал процесса, который ему самому пришлось вести, защищаясь от некоего помещика Тарновского, присвоившего незаконно часть его имения.
Тема «Ябеды», разгул произвола и грабежа чиновников, была темой острой, злободневной, нужной во время Капниста да и значительно позднее, в 19 в., не потерявшей своего интереса. Резкость и убедительность его сатиры, направленность против зла, угнетавшего весь народ, делали ее явлением широкого социального значения.
Действие «Ябеды» происходит в провинциальном городе; но картина произвола и развращения бюрократического аппарата, заключенная в комедии, построена как типическая, судебная палата – образ всей администрации, всего суда, всего российского императорского правительственного аппарата в целом. В этом сила комедии Капниста.
Плавильщиков также рассматривал жанр комедии. Плавильщиков призывал в выборе предмета осмеяния и художественных средств комедии быть «разборчивой». В сферу комического Плавильщиков включал только те человеческие недостатки, «которые происходят от нашей воли, а не от естества», поскольку «последние не могут быть исправлены ничем». Наибольшее значение в наследии Плавилыцикова имеют его комедия- драмы— «Бобыль» (1790) Рассказывается о крестьянине, бобыль Матвей, который любит дочь старосты Анюту и любим ею, но родители хотят выдать Анюту за малоумного сына богатого крестьянина. Пьеса заканчивается счастливым соединением влюбленных при содействии добродетельных господ — помещиков. «Бобыль» является первой «серьезной комедией» из крестьянской жизни с положительным героем — крестьянином-батраком, с обличительно-сатирическим изображением деревенского богатея, с показом проникновения в деревню новых денежных отношений и начинающегося в связи с этим социального расслоения крестьянства.