В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения, называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто. Далеко не все политики, использовавшие и использующие марксизм для оправдания своих действий, действительно в нём разбирались и были его последовательными и убеждёнными сторонниками. Довольно часто марксизм использовался как идеологическое прикрытие для замыслов и действий, далёких от идей и целей марксизма. Ряд современных исследователей высказывают мнение, что в СССР и некоторых других странах партийная номенклатура использовала марксистские идеи в их догматизированном и вульгарном представлении
Однако марксизм продемонстрировал уникальный потенциал самообновления в XX в. — ряд современных философских течений в той или иной мере фундируются идеями и подходами марксизма: структурализм (Гольдман, Альтюссер и др.); фрейдо и лаканомарксизмы (С.Жижек и Люблянская школа психоанализа); «гуманистическая школа» (Блох, югославский журнал «Праксис» — Г.Петрович, М.Маркович, С.Стоянович и др., польская «философия человека» — Л.Колаковский, А.Шафф и др.); линия деконструктивизма (Джеймисон и др.). Это уже не был собственно марксизм, творчески развитый применительно к новым реальным условиям, а пересмотр и ревизия его. Достаточно сказать, что К.Маркс перестал рассматриваться многими «неомарксистами» как экономист и революционер, а лишь как гуманный философ и нравственный пророк. Современный марксизм развивается, используя все ценное из новых философских наработок, критически осваивая и применяя новые, дополнительные знания, получаемые совокупным мировым сообществом ученых. В первой и второй половинах XX столетия, марксизм развивается не изолированно, а овладевая всем добываемым человечеством новым научным знанием.