Цао Цао был основателем государства Вэй, которое существовало во 2 веке нашей эры в эпоху Троецарствия. Вся жизнь Цао Цао прошла в военных походах и битвах, и поэтому в его стихах \описаны тяготы походов, бедствия смутного времени, бренность человеческого существования и одновременно прославляется новая династия. Цао Цао оставил немало замечательных стихотворений, фразы из которых стали «крылатыми» среди китайского народа.
Китайская литературная и фольклорная традиция рисовала Ц. Ц. коварным и жестоким правителем. Для китайцев он является одной из самых ярких и узнаваемых фигур национальной истории.
После кончины Цао Цао, на престол вступил его старший сын Цао Пи. Он был известным литературным критиком. Его книга «Рассуждения о классическом» занимает видное место в истории китайской литературы и имеет эпохальное значение. Цао Пэй один из первых в Китае создателей теории поэтического творчества. Его взгляды на поэзию заложили основы эвфуизма в китайской поэтическом творчестве, откуда пошло его знаменитое высказывание «стихам и одам нужно придать эстетику восприятия» свою жизнь, он написал более ста стихотворений.
Младший сын Цао Цао по имени Цао Чжи был очень талантливым человеком и выдающимся поэтом того времени. Его считают продолжателем жанра чуских строф, верным учеником Конфуция.
Цао Чжи, будучи членом императорской фамилии, смог в своих стихах излить свое сочувствие и заботу о простых людях, влачивших жалкое существование. Сегодня выражение «семисложный стих Цао Чжи» стал метафорой для описания весьма одаренного литератора.
Тао Юаньмин известен как родоначальник всех поэтов отшельников от древности до наших дней.
Сквозной мотив творчества Тао Юаньмина — уход от мира, этому посвящён цикл стихов «Возвратился к садам и полям», сочинение в стихах и прозе «Домой, к себе». Одно из самых известных его прозаических произведений — утопия совершенной жизни «Персиковый источник». Сохранилось около 160 стихотворений поэта.
Се Линъюнь был мастером пейзажной лирики, в основном описывал горы и ручьи, поля и сады. Самыми известными произведениями являются «Фу после возвращения с гор». Также известно стихотворение «На мотив «У пруда», которое он посвятил брату Се Хайланю, а название этого стихотворения стало крылатым выражением, обозначавшим таинственную силу вдохновения. Некоторую часть его наследия составляют стихи, где отражены тогдашние политические события. Первое собрание сочинений вышло при династии Сун. Оно состояло из 19 свитков.
Мэн Хаожань был великим поэтом династии Тан. Его пейзажные стихи описывали затворническую жизнь в сельской местности и были наполнены чистотой восприятия, свежестью и естественностью. Выработанный им стиль написания скорее подчёркивал его собственный взгляд на жизнь, нежели литературные навыки.
Ли Бо начал в юности, привлёк внимание выдающихся поэтов. Однако экзамены, необходимые для занятия должности чиновника, сдавать отказался.
В 26 лет покинул дом и отправился странствовать. Долгое время он ходил по стране и писал стихи, воссоздавая в них картины гор, водопадов и бамбуковых рощ.
Когда ему исполнилось 40 лет, император с почётом принял его у себя во дворце, даровав высшее учёное звание.
В Лояне он познакомился с поэтом Ду Фу, странствовал вместе с ним. Стихи этого периода полны возмущения против грубости и заносчивости знати.
Редки в его творчестве стихи в форме «люй ши», жестко регламентированных в плане стихосложения. Гораздо чаще поэт прибегает к форме «гу ши» («старых стихов»). Однако наиболее известны его работы в жанре юэфу, эмоциональные и часто фантастические.
Ли Бо часто связывают с даосизмом: это важный элемент его произведений. Но в своем «Духе старины» (Гу фэн) он часто принимает точку зрения конфуцианца-моралиста, и многие его стихотворения достаточно традиционны для тогдашней культуры. В своём творчестве Ли Бо стремиться сплавить рассудочность и трезвый взгляд на мир конфуцианства с мечтательным даосизмом. Борьба с внешним миром путём создания и соблюдения законов и правил находит разрешение в обращении к самому себе, к внутренним радостям, познанию себя в созерцательном общении с природой.
Его любимый размер — пяти- и семисловные четверостишия и восьмистишия, но он создавал и более крупные стихотворения, часто циклами по 3-12 произведений.
Своё высшее призвание поэт формулировал как «очистить и передать» силами поэзии всё достойное, чтобы оно «засияло светом и озарило тысячелетие вперёд».
Ду Фу (712–770 н. э.) был известным китайским поэтом династии Тан.
Ду Фу написал много подобных стихотворений о страданиях простых людей и об упадке династии Тан. За то, что он так объективно и правдиво всё описывал, его прозвали «поэтом-историком».
Его стихи охватывали широкий спектр общественной жизни: военную тактику, государственные дела, жизнь простых людей и смуту периода гражданской войны. Многие из его стихов большей частью показывали его сострадание к обычным людям, а не его личные тяготы и лишения.
В традиционном китайском литературоведении Ду Фу присвоили титул «шишэн» («священномудрый пиит»).