Лекция №1. Литература иностранного языка.
Конфуций «лун юй», «кто такой менцзы» «чхунциу», школа военной философии суть ,
Лао цзы «дао де цзинь»
Самыми ранними письменными текстами на китайском языке были гадательные надписи. Чаще всего они встречались на черепашьих панцирях или на лопатке барана. Следующим материалом для надписей стала бронза. С начала 1 тысячелетия до н.э. китайцы стали использовать для письма бамбуковые планки. На каждой дощечке помещалось примерно 40 иероглифов (40 слов). Планки были нанизаны на веревку, таким образом, даже небольшая книга могла занимать несколько повозок. Первые исторические памятники письменности были найдены в 12 веке до н.э. Первая книга – «Бамбуковые летописи»- записи исторических событий. В 3-ем веке до н.э. как материал для письма начинают употреблять шёлк. Затем изобретается бумага, что послужило толчком к массовому распространению литературы. Обычно историки начинают повествование с «Шидзина» - книга стихов, сборник народных песен, 8 век до н.э. «Уцзинь» - пятикнижие, «Сышу» - четверокнижие, «Шудзинь» - книга документов, «Чхунсиу» - летопись весны и осени, «Лунюу» - рассуждение, «Дасюе» - великое учение. Они не являются художественной литературой, но они легли в основу китайской литературы.
Основной формой китайской литературы является поэзия. Поэзия в течение многих веков практически не подвергалась никаким изменениям, строилась по строгим законам, размерам и ритмам. Китайские стихи рассчитаны только на чтение. Важно было не то, что написано, а как написано, т.е. стих являлся отрадой глаза, а не души, потому что литеарутрный язык был очень далёк от разговорной речи. Одним из первых поэтов был Цюй Юань, «Чуйские элегии» - первое произведение, пример для подражания всех поэтов.
«19 стихотворений» - относятся к началу нашей эры, собраны в один свод в 6 веке н.э. царевичем Сяо Дуном. Они были написаны о том, что беспокоит человека (грусть о покинутом, путь путника, жизнь и смерть). Авторы произведений неизвестны, так как авторы не подписывали произведения. Стихи написаны на стыке народной и авторской поэзии, под влиянием тогдашней народной песни. В те времена народные песни имели строку разной длинны, в то время как с этих «19 стихотворений» начинается 5-ти сложный стих, который оставался одним из ведущих размеров стиха на протяжении многих веков.
Повествовательная проза начинает складываться в Китае в самом конце древнего периода (1-2 века до н.э. – 1-2 века н.э.) Например, «Яньский наследник Дань», жизнеописание девы из У- «Пурпурный нефрит»(1 век до н.э.).
Бай Гу (32-92 года до н.э.) – историк, его перу принадлежит одно из первых исторических произведений «История династии Хань».
Вывод: в древнем Китае была заложена идеологическая основа, на которой развивались средневековое искусство и словесность. Происходило это не только в Китае, так как иеоглифической письменность пользовались так же в Корее, Японии и Вьетнаме. Таким образом, все эти страны были связаны огромным китайским влиянием, и язык для всех был един (венянь).
Конфуций (551-479 года до н.э.) – философ и мыслитель, родился в царстве Лу (Шандунь), родился в семье знатного чиновника. Огромную роль в становлении личности Конфуция сыграла его мать. Когда ему было 3 года, его отец умер. Его никогда не привлекали обыкновенные игры для детей, он всегда повторял религиозные ритуалы, много времени проводил в беседах со старцами. В 7 лет Конфуция отдают в школу, где он становится лучшим, единственный сдаёт все экзамены великолепно. В 17 лет он становится ответственным по амбарам, ответственная должность, безграничное доверие. Через некоторое время его приглашают посетить Поднебесную. Затем он становится советником правителя в Лу, в этот момент он решает создать свою школу, где он рассказывает людям о том, как нужно жить. Конфуций и несколько его учеников уходит путешествовать. Во время путешествия он общается с разными людьми. Главным в его учении является ритуал (нужно быть поглощённым тем, что ты делаешь, для того, чтобы почувствовать, что жизнь идёт). В 64 года он возвращается на родину, где он продолжает заниматься со своими учениками. Затем он предсказывает свою смерть и умирает. Его хоронят на специально созданном для него кладбище, где позже хоронят его учеников. Его дом является домом-музеем. Самыми известными его произведениями являются «Лун юй» и «Чунцюй». До начала 20 века н.э. для того, чтобы занять высокий пост, нужно было знать наизусть все труды Конфуция.
До 13 века литература Китая практически не менялась. В связи с тем, что пришли к власти монгольские кочевники, это привело к развитию отношений с другими странами. Именно с монголами в Китай приходит живое творчество литературы, которое перестаёт быть тесно связанным с Конфуцианскими канонами, оно становится боле понятным и ближе к простым людям. Появляются жанры роман и драма. «Записи о трёх царствах» (13-15 века н.э.), «Западная комната» (13-15 века н.э.). В связи с тем, что литература теперь стала ближе к народу, предыдущая литература стала считаться аристократичной. Литература перестала писаться только на веньяне, таким образом, литература становится народной. Присутствует сюжет. Многие произведения остаются без автора. Четыре великих произведения: «Сон в красном тереме», «Путешествие на запад», «Речные заводи» и «Троецарствие». Роман «Цветы сливы в золотой вазе» неофициально относится к великим произведениям, но слишком эротичный, посему не может быть отнесён к ним.
Основной формой драматических произведений были исторические, чаще военные драмы. В основе часто лежал материал из богатого прошлого феодального Китая. Многие пьесы не представляли собой законченного целого, являясь лишь отдельными эпизодами. Кроме военных драм, были популярны фантастические пьесы и комедии. Именно через народную драму в Китай проникают буддизм и даосизм. Многие произведения литературы являлись пересказом или китайским вариантом буддистских легенд Индии, например, «Путешествие на запад».
Основатель даосизма – Лаоцзы. Родился до Конфуция. По легенде был зачат лучом солнца, провёл в чреде матери 72 года, появился на свет через левую подмышку уже седым. Его перу принадлежит «Путь морали» - в нём рассказано, как жить, ни в коем случае не противиться природе, иначе она будет противиться тебе.
«Странные истории Ляо Чжая» написано Пу Сунлином (17 век н.э.), рассказывается о чудесах и оборотнях. Стоят на стыке классической и народной литературы, написаны в стиле книжного языка далёкого от разговорной речи.
Эпоха господства Манчжурской власти не принесла ничего нового в литературу, кроме сатирического жанра. Высмеивали судей и правителей царств. «Девятихвостая черепаха», «Люй дун вайши» - эти произведения бичуют разложение правящих слоёв. Отражая оппозиционность новых классовых групп, зарождающихся в недрах феодального общества.