Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Если «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, он не сможет усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
Уровень психического развития ребенка как предпосылка к успешному обучению в школе должен проявляться в следующих психологических сферах: мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Соответственно сферам выделяются и компоненты психологической готовности к школе. Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника.
Диагностика психологической готовности к школе должна проводиться прежде всего в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка. Если диагностика проводится непосредственно перед поступлением детей в школу, то детскому практическому психологу следует понимать, для чего он это делает. Могут быть следующие цели диагностики готовности к школе:
- понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
- выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;
- распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
- отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе.
Методы диагностики психологической готовности к школе условно можно разбить на три группы.
- Тесты школьной зрелости. В качестве примеров здесь могут быть названы «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна— Йирасека и интеллектуальные шкалы П. Я. Кеэса.
- Тесты готовности к школе. Эти методы диагностики объединили две группы тестов: тесты обученности в дошкольном возрасте, тесты достижений и тесты способностей, или прогностические тесты, для оценки готовности ребенка к обучению в первом классе школы.
- Методы определения сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Методика «Узор», «Графический диктант», «Рисование по точкам» или «Образец и правило». Описанные выше три методики, по существу, определяют развитие того или иного аспекта произвольного поведения ребенка, но не дают достаточной информации о психологической готовности ребенка к школе в целом.
- Особняком от других методов определения психологической готовности к школе стоит методика М. Н. Костиковой (1987). Автор предлагает ориентироваться не на результат тестового испытания (с испытуемым проводят методики, исследующие мышление, память и т.д., а на процесс решения, анализируя при этом затруднения, испытываемые детьми, и те виды помощи, которые необходимы им для успешного выполнения задания.
- Диагностическая программа (Гуткина Н. И., 1993, 1996, 2002), состоящая из оригинальных методик. Программа показала хорошую прогностическую значимость, а также удовлетворяла следующим важным требованиям: обследование не должно быть слишком длительным, так как оно должно вписываться во временные рамки записи детей в школу (апрель-май); программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о психологической готовности ребенка к школе. Методика «Внутренняя позиция школьника», «Домик», «Да и нет», «Сапожки», «Последовательность событий», Звуковые прятки».
Развивающая и коррекционная работа
Термин «коррекция» в переводе с латинского означает «исправление», развитие же подразумевает реализацию возможностей, заложенных в человеке.
Таким образом, даже на терминологическом уровне проявляется один из основных принципов развивающей работы, а именно: отношение к ребенку должно быть субъектным, а не объектным. Объект мы можем исправлять но субъекта исправить нельзя, можно лишь предоставить ему возможность для самоизменения. В этом одно из коренных отличий развивающей работы с ребенком от коррекционной. Только добившись того, что маленький человек станет союзником взрослого и сам пожелает научиться тому, что ему предлагают, можно решить задачи развивающей работы.
Коррекционная работа осуществляется в специальных классах. Наибольшую известность получили классы коррекции, выравнивания, компенсирующего обучения и коррекционно-развивающие. Последние пришли на смену всем вышеперечисленным.
Система коррекционно-развивающего обучения была предложена в середине 90-х годов XX столетия Институтом коррекционной педагогики РАО. Принципиально новым в этом направлении считается возможность перевода ребенка на определенном этапе обучения из коррекционно-развивающего класса в обычный. Система коррекционно-развивающих классов предусматривает комплексный подход и вариативность образования. В школе, имеющей указанные классы, обязательно должна быть бригада специалистов, состоящая из дефектолога, логопеда, психолога, социального педагога и врача, которые должны взаимодействовать на уровне психолого-медико-педагогического консилиума. Комплектование этих классов осуществляется как на основе диагностики развития детей, проводимой специалистами в детском саду, так и на основе результатов обучения в школе: по итогам первого класса и по итогам обучения в конце начальной школы перед переходом в среднюю.
Направление в коррекционно-развивающие классы дает психолого-медико-педагогическая комиссия.
Коррекционно-развивающие классы работают по специальным программам, разработанным дефектологами. По положению в таких классах должно быть 12 человек.
Грамотная работа с детьми в коррекционно-развивающих классах — это несомненный плюс в развитии дифференцированного обучения, но, к сожалению, сегодня встречаются еще и старые классы коррекции, отбор детей в которые осуществляется по весьма нечетким критериям. Причем на нормативном уровне эти классы больше не существуют, но в реальной жизни их пока еще достаточно много. Эти классы по-прежнему создаются как в начальной школе, так и в средней. Сохранение классов коррекции, несмотря на их неэффективность, вероятно, можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, далеко не всюду есть специалисты, необходимые для создания коррекционно-развивающих классов в соответствии с нормативными документами. Во-вторых, не все школы, испытывающие потребность в таких классах, получают достаточное финансирование для оплаты указанных специалистов.