К концу второй мировой войны иранские реакционеры и стоящие за их спиной англо-американские империалисты пытались восстановить существовавшие до войны антидемократические порядки. В Тегеране, Исфагане и других городах Ирана было введено военное положение, запрещены все демократические газеты, произведены массовые аресты демократических деятелей. Террор полиции, жандармерии и вооруженных банд реакционеров против демократических организаций распространился по всей стране, и особенно в Иранском Азербайджане,
иранские реакционеры не считались с национальными правами азербайджанцев, их культурой, языком и национальным достоинством.
В ответ демократические силы Иранского Азербайджана повели борьбу за свои права. Летом 4945 г. в Иранском Азербайджане из представителей всех слоев населения, среди которых ведущую роль играл молодой рабочий класс, образовалась Демократическая партия Азербайджана. Ее требования о предоставлении Иранскому Азербайджану автономии в области культуры и местного управления в пределах Ирана, о введении в официальное употребление азербайджанского языка
В конце 1945 г. на основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права были проведены выборы в азербайджанский меджлис, а затем сформировано национальное правительство Иранского Азербайджана
Азербайджанское правительство заявило, что оно признает центральное иранское правительство и будет осуществлять все его указания, не противоречащие автономии Азербайджана.
Иранские войска, жандармерия и полиция, находившиеся в Тебризе, Ардебиле, Хое, Мараге и других пунктах Азербайджана, сдали оружие или подчинились азербайджанским демократам. Среди крестьян были бесплатно разделены государственные земли и земли реакционных помещиков. В апреле 1946 г. Азербайджанский меджлис принял закон о разделе урожая между крестьянами и помещиками, который предусматривал при сохранении помещичьей собственности на землю и воду значительное увеличение доли крестьянина и освобождение его от помещичьей кабалы. Демократы улучшили работу действующих фабрик, открыли новую ковровую фабрику и различные мастерские, поощряли развитие ремесла, создание товариществ и артелей. Был установлен 8-часовой рабочий день, приняты законы о труде и социальном страховании.
Во всех школах обучение было переведено на азербайджанский язык, который был объявлен официальным языком, открыты новые школы и Азербайджанский государственный университет,
В конце 1945 г. в Северном Курдистане прогрессивно настроенные вожди курдских племен, помещики, купцы, духовенство, интеллигенция создали Демократическую партию Курдистана, основной целью которой была борьба за свободный автономный демократический Курдистан в пределах Ирана. Курдские демократы образовали в городе Мехабад автономное правительство.
Повсюду возникали крестьянские союзы, под давлением которых помещики в Гиляне, районах Исфагана, Иезда, Кермана вынуждены были согласиться на значительное увеличение доли крестьян при разделе урожая, на отмену натуральных повинностей.В начале 1946 г. новым премьером назначен Ахмед Кавам-эс-Салтане,
13 июня 1946 г. правительство Кавама заключило с азербайджанскими: демократами соглашение, предусматривавшее, наряду с переименованием Национального меджлиса и правительства Азербайджана в азербайджанский провинциальный энджумен и административный совет, сохранение всех основных демократических преобразований, проведенных в Азербайджане.
Правительство Кавама опубликовало также декларацию о распределении по всему Ирану государственных земель среди крестьян и об увеличении хозяйственной доли на 15% за счет помещичьей при разделе урожая. Кавам декларативно выступал, против реакционеров и агентов иностранцев, обещал провести демократические реформы и покончить с антисоветской внешней политикой.
Но все эти обещания были рассчитаны на обман народа. В июне 1946 Кавам создал так называемую Демократическую партию Ирана, объединившую крупных чиновников, помещиков, купцов и представителей реакционных группировок. Эта партия при содействии полиции и жандармерии организовывала нападения на демократические организации по всей стране.
Английские и американские представители в Иране подстрекали иранскую реакцию к подавлению демократического движения и оказывали ей помощь и содействие.
Осенью 1946 реакция перешла в наступление. В сентябре под лозунгом борьбы со сторонниками автономии Азербайджана выступили подстрекаемые Кавамом, английскими и американскими империалистами кашкайские и другие южноиранские ханы, вооруженные отряды которых, расправляясь с участниками демократического движения, заняли Казерун, Бушир и другие города Фарса. Реакционный мятеж был объявлен Кавамом «национальным движением», из состава правительства были удалены министры — члены Народной партии, повсюду усилились преследования сторонников прогрессивных организаций.
По приказу Кавама и шаха в конце 1946 г. иранские войска заняли Азербайджан. Было расстреляно, повешено и убито несколько тысяч демократов. Затем войска заняли и Северный Курдистан, произведя такую же кровавую расправу с курдами-демократами.
В то же время правительство Кавама всячески содействовало укреплению позиций в Иране американского империализма.
В октябре 1947 было заключено ирано-американское соглашение о деятельности американской военной миссии в Иране, которое предоставляло только американским военным советникам право на занятие руководящих должностей в иранской армии. Иранская армия перевооружалась американским оружием.
Американцы сооружали на иранской территории аэродромы, военно-морские базы на Персидском заливе, стратегические дороги и другие военные объекты.
Курс США на полное экономическое и политическое подчинение Ирана угрожал .и английским позициям в этой стране. Беспокойство англичан увеличилось еще больше.
В 1949 г. заключено новое соглашение с Англо-иранской компанией, согласно которому Иран получал 50% отчислений от прибылей, а также выплаты из резервного фонда компании.;
В стране развернулось движение за национализацию Англо-иранской нефтяной компании, его инициаторы требовали передать всю прибыль от Нефти в руки иранцев.
Осенью 1949 г. создан Национальный фронт — политическая партия националистов во главе с Мохаммедом Моссадыком. Уже с февраля 1950 г. Моссадык добился успеха на выборах в меджлис, а в июне 1950 г. под его руководством в парламенте создана специальная комиссия по нефти. утверждены условия национализации. Проведение всех мероприятий поручено М. Моссадыку, который и был назначен премьер-министром Ирана с 29 апреля 1951 г.
М. Моссадык действовал довольно решительно: в течение двух месяцев управление всеми нефтяными ресурсами было передано в руки специально созданной Иранской нефтяной компании, и к октябрю 1951 г. все английские служащие в Иране были уволены.
Англия сразу же обратилась в Международный суд в Гааге, который принял решение: сохранить статус-кво и урегулировать спор путем переговоров. В течение нескольких месяцев предпринимались попытки решить данную проблему; на это были направлены посреднические усилия специального представителя президента США Г. Трумэна. Однако экстравагантное поведение М. Моссадыка во время его официального визита в США осенью 1951 г., его заигрывание с СССР и иранскими коммунистами, очевидно, побудили американцев вскоре полностью встать на сторону англичан. США отказали М. Моссадыку в займе. Его усилия привлечь в качестве консультанта знаменитого Ялмара Шахта (экономического советника А. Гитлера) также ни к чему не привели — он был не в состоянии что-либо сделать в сложившейся ситуации.
После начала конфликта добыча нефти в Иране фактически прекратилась, остановился и центр нефтепереработки в Абадане, прекратили работу другие нефтеперегонные заводы. Англия вывела из страны весь флот нефтеналивных судов, лишила Иран каналов сбыта нефти, заморозила все финансовые авуары Ирана за рубежом. Это полностью подорвало экономику, финансовое положение Ирана резко ухудшилось. М. Моссадык пытался осуществить ответные меры, в частности, были блокированы все финансовые операции Английского банка в Иране, а 30 июля 1952 г. его деятельность была прекращена, с января 1952 г. в Иране закрыты все 9 английских консульств. Но все это не помогло решению экономических проблем самого Ирана.
Когда 13 июля 1952 г. Моссадык потребовал от меджлиса чрезвычайных полномочий на 6 месяцев и получил отказ, он демонстративно подал в отставку. В стране сразу же начались массовые забастовки и демонстрации — толпы разъяренных людей требовали вернуть его на пост главы правительства.
С 22 июля 1952 г. Моссадык вновь возглавил правительство и получил от меджлиса чрезвычайные полномочия. Это стало его триумфом, которым он в немалой степени обязан поддержке лидера меджлиса, муллы А. Кашани, члена Национального фронта. Но экономическая и социальная ситуация в стране продолжала ухудшаться, Моссадык так и не смог найти альтернативных источников денежных средств.
Тогда он решил обратиться к народу — в августе провел референдум и по его итогам распустил меджлис. Но это уже переполнило чашу терпения шаха. 19 августа 1953 г. последовал указ о смещении М. Моссадыка; новый премьер-министр — зять шаха, генерал Захеди, арестовал Моссадыка, и последующие два года он провел в тюрьме.
За это время были урегулированы спорные проблемы во взаимоотношениях с Англией. В декабре 1953 г. восстановлены дипломатические отношения и начаты переговоры, завершившиеся в апреле 1954 г. подписанием соглашения о создании Международного нефтяного консорциума (МНК). Суть его состояла в следующем: 60% акций АИНК передавалось 7 иностранным компаниям, которые выплачивали компенсацию в размере 390 млн. фунтов, из них наличными 240 млн. фунтов; эти акции делились таким образом: 5% передавалось американским компаниям, 14 — англо-голландской корпорации «Ройал-Датч-шелл», 6 — французам; 40% — оставалось в АИНК.