Афганское прав-во, получив возможность самостоятельного политического и социально-экономического развития и упрочив международное положение, в н. 20-х переходит к осуществлению реформ. Для этого была создана особая комиссия по реформам («Законодательный Совет») в составе 25 человек, в которую вошли эмир и его ближайшие помощники из младоафганского окружения.
Итак, реформы, проведенные в первые 5 лет правления Амануллы:
- упорядочение финансов: создание государственного бюджета, который раньше опирался в основном на английские субсидии. Для реформ были нужны деньги: Пришлось перейти к продаже государственных земель, конфискации имущества некоторых мусульманских организаций. Одновременно увеличивалось налоговое обложение, которое легло тяжелым бременем на население. Налоги взымались в денежной ф-ме.
Стали появялтся ростовщические конторы, к предлагали займы под очень высокие проценты. Крестьяне попадали в Долговую кабалу.
- введение частной собственности на землю
- уничтожение некоторых средневековых юридических институтов – прежде всего владения землей за службу
- укрепление местного и центрального государственного аппарата. В течение 20-25 гг. был издан ряд законов, направленных на создание единого централизованного государства. Из всех реформ государственного строя особое значение имел «Основной закон» или Конституция Афганистана 10.04.23 г., установившая в Афганистане монархический строй с некоторым уклоном к парламентаризму. Носителем верховной власти объявлялся эмир.
- «Основной закон» декларировал равенство всех подданных независимо от их национальной и религиозной принадлежности, свободу личности, неприкосновенность имущества, свободу печати
- конституция предусматривала создание высшего совещательного органа – Государственного Совета – для обсуждения и утверждения законопроектов, бюджета и договоров с зарубежными государствами. Госсовет состоял из 50 чел-к, причем ½ избиралась от населения провинций, а другая назначалась эмиром
- в соответствии с обнародованным правительством в 23 г. «Законом о государственном устройстве», создавались выборные органы местного управления – Совещательное собрание в масштабах р-нов и обл-тей
- реформа суда. Судопроизводство изъято из ведения мусульманского богословия и поставлено под контроль государства.
- модернизация просвещения. В 21 г. созданы государственные школы 3 ступеней: начальная пятиклассная, средняя и учительская семинарии – эквивалент учительских колледжей. В целом реформы были неоднозначными.
После 7-ми месячного путешествия по европейским и восточным странам, Аманулла задумал следующие преобразования:
- проекты по техническому развитию страны – постройка новых дорог, электро- и радиостанций
- создание государственных и частных банков
- основание университета
- постройка новых больниц
- утверждение проекта нового гражданского и уголовного кодекса
- указ о совместном обучении мальчиков и девочек до 11 лет
- ношение Европ одежды, снятие чадры.
В августе 28 г. эти реформы были учреждены на Лой Джирге – национальном, сословно-представительном съезде страны. Против всех этих мероприятий были духовенство (все судебные дела перешли из их ведения в компетенцию светских государственных судов, введены государственные дипломы на право проведения проповедей), афганские племена в р-не Хазараджата и Хоста (лишение существующих ранее налоговых льгот и введение воинской повинности), крестьяне (вынужденные платить еще больше налогов и нести повинности). В магазинах не было европейской одежды, полицейские могли войти в любой дом и сорвать с женщины чадру. Мулы выступали с критикой реформ. Подключ-ся англ администрация. В столице действуют повстанческие отряды под рук-ом Бачайи Сакао. Напряженность растет, власть уже не в силах контролировать ситуацию. Те кто при дворе пыт-ся бороться с реф-ми изгнаны из прав-ва. Надир-хан и муххамад Тарзи оттеснены о управления. Вскоре Бачайи Сакао выступил в столицу, захватил власть. Вскоре Аманулла вынужден был эмигрировать, а его место занял Бачайи Сакао. Он отменил мин-во юстиции и просвещения. По происхождению был таджиком, пуштунские аристократы не желали подчиняться выходцу из таджикских низов. Появился новый лидер – Надир-хан.