пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Философия

Культура и её социальные функции. Культура и цивилизация. Основные культурфилософские концепции.

Термин "культура" имеет латинское происхождение. (Марк Порций Катон Старший впервые употребляет этот термин в трактате о земледелии применительно к обработанной земле). То сеть культурное - это что-то созданное или обработанное человеком, это исключительно продукт человеческой деятельности.

Впоследствии этот термин употреблял Цицерон в трактате "Философия - это культура души", говоря о том, что философия - это то, что обрабатывает нашу ношу.

Сам термин культуры выделяется в 8-9 веках. Единого определения нет.

Культура - это вся совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в результате познавательной деятельности человека.

Принято различать материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда. К духовной культуре относятся наука, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе.

Функции культуры:

  • социализации (обеспечивает «вписывание» человека в конкретные социальные роли);
  • познавательная или информационная (основывается на том, что культура в целом и каждый ее фрагмент в отдельности, является носителем определенного объема социально значимой информации);
  • коммуникативная (культурная коммуникация выступает как средство воспроизведения, хранения и созидания различных культурных программ);
  • аксиологическая или ценностная (через эту функцию культура способствует формированию у человека социально значимых ценностей, идеалов и норм, выступающих регуляторами человеческой деятельности во всем ее многообразии);
  • игровая, развлекательная, компенсаторная (эта функция культуры связана с восстановлением физических и духовных сил человека);

Сопоставление культуры и цивилизации.

Цивилизация (от лат. "civil" - город). В основе любого древнего государства лежал один город.  Культура и цивилизация тесно переплетены, но между ними есть не только сходства, но и различия, в некоторых аспектах даже доходящее до враждебной противоположности.

Первым ввёл отличие культуры от цивилизации Кант. Ранее было сказано, что под культурой понимается всё то, что создано человеком. Но ведь человек в своём творчестве иногда делает злодеяния, например убивая других людей, что никак нельзя назвать феноменом культуры. Кант разрешил этот вопрос. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.

Таким образом чисто внешний технический тип культуры он назвал цивилизацией.  Он предвидел бурное развитие цивилизации, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идёт впереди гораздо медленней цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несёт с собой многие беды народам мира, так как цивилизация порождает опасность технического самоуничтожения человечества.

Культуро-философские концепции:

1) Ницше - первый культур - философ на раннем этапе своего творчества обращался к понятию культура.

Выделяет 2 движущие силы культуры:  аполлоническое(разумное, гармония, спокойствие, красота и четкая форма; высокая поэзия, изобразительное и пластическое искусство) и дионистическое (стихийное, неконтролируемые человеческие реакции на проявления действительности; музыка) начала. Первое начало отвечает состоянию сновидения, а второе – состоянию опьянения. 

В культуре происходит столкновение именно этих 2-ух начал. Считает, что культура состоит из динамического равновесия. Поэтому кризис культуры он связывает с преобладанием одного из этих двух начал.

2) Данилевский ("Россия и Европа"): на мировую историю смотрит как на процесс развития локальных цивилизаций. У каждой культуры есть свой срок жизни, в который она проходит 3 этапа: расцвет, цветение, закат. Средний срок жизни культуры- 800-1300 лет. Но она может быть уничтожена внешними силами.

Данилевский сформировал 5 законов исторического развития, вытекающих из идей циклизма:

1) всякое племя характеризуется отдельным языком

2) независимость народов культурно-исторического

3) каждый тип вырабатывает свою цивилизацию только для себя, при большем или меньшем участии других цивилизаций;

4) разнообразие этнографических элементов культурно-исторического

3) Павел Флоренцкий: религиозная концепция;

  1. культура произошла из культа, ритуала, почитания божества,
  2. к. - это посредник между человеком и богом при помощи ритуалов, прямого общения нет, только ритуалы.

4) Освальд Шпенглер ("Закат Европы"): его концепция похожа на концепция Данилевского. Есть спор, что Шпенглер просто мог всё списать у Данилевского.

  1. Выявляет культурный кризис Европы, прорекает её закат.
  2. Взял многое у Ницше (его даже иногда называют обезьяной Ницше), а именно идею о том, что никакого значимого межкультурного общения быть не может
  3. Идеи Шпенглера были развиты в циклическую (цивилизационную) концепцию существования культуры, как смену независимых друг от друга циклов, цивилизаций.
  4.  Это философская концепция, рассматривающая существование культуры
  5. Смерть культуры – это такое ее состояние, когда она перестает органично развиваться и ее духовные образы перестают вдохновлять людей.

5)Арнольд Тойнби ("Постижение истоии"):

  1. полагает, что невозможно говорить о единстве человеческой цивилизации
  2. каждая цивилизация согласно Тойнби проходит четыре стадии своего развития: возникновение, надлом и распад, в результате чего ее место занимает другая цивилизация
  3. утверждает, что в основе цивилизации лежат не этнические или языковые особенности, а прежде всего религиозная принадлежность

Важной проблемой, поставленной в работе Тойнби, является вопрос: как и почему надламываются, разлагаются и распадаются цивилизации? Надлом цивилизации он объясняет тремя причинами:

  1. упадком творческих сил меньшинства;
  2. утратой социального единства в обществе как едином целом.

Фаза упадка включает в себя три подфазы:

  1. надлом цивилизации;
  2. разложение цивилизации;
  3. исчезновение цивилизации.

6) Фредитская модель понимания культуры (по Фрейду) строится на основе психоанализа. культура возникает из сублимации (подмены) человеком своих изначальных желаний в социально приемлемые формы. Сублимация – это использование сексуально-биологической энергии не непосредственно для биологического удовольствия, а согласно целям разума и культуры.

  1. наличие у человека культуры - это признак психической болезни человека. Говорил, что все великие произведения творятся человеком в моменты сильного душевного разлада, когда сам адекватно не осознаёшь всё происходящее вокруг (влюбленность).
  2. культура появляется из табу ("Тотемы табу")

Согласно Фрейду культура – это сумма достижений и институций, которые отличают жизнь человека от жизни животных. Культура служит двум целям:

  1. защите человека от природы;
  2. урегулированию человеческих взаимоотношений.

7) Йохан Хёйзинг  ("Homo Ludens", "Осень средневоковья"): игровая концепция культуры - связывают происхождение и жизнедеятельность культуры с феноменом игры.

Согласно Хейзинге, культура происходит из игры как «живой плод», и все культурное творчество есть игра. Игра рассматривается здесь как спонтанная незаинтересованная деятельность, которая приятна сама по себе и не зависима ни от какой цели. Культура непосредственно связана с игрой, потому что для осуществления любой культурной преобразовательной деятельности человек первоначально должен был осуществить ее в воображении.


15.09.2016; 17:26
хиты: 1434
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
философия истории
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь