В Средние века наука пришла в упадок. Место науки заняла религия. Философия - «служанка богословия» (Аквинский), использовалась для обоснования религиозных догматов.
Основа всего существующего - Бог. Бог как всемогущее существо —создатель мира и человека, постоянный руководитель всей жизни. С точки зрения своего учения о бытии средневековая философия была ф.теоцентризма.
У средневековой философии было учение о человеке, согласно нему человек не только создан Богом, но и подобен ему. Однако природа человека двойственна. В нем есть не только нечто духовное, но и нечто телесное, греховное. Для преодоления своей греховности человеку и нужна постоянная поддержка церкви.
Основные принципы средневековой философии.
- Теоцентризм – принцип, согласно которому центральное место в мировоззрении занимал Бог.
- Креационизм – принцип, согласно которому весь мир был сотворён Богом.
- Провиденциализм – принцип, согласно которому всё в истории происходит по воле Бога.
- Эсхатологизм – принцип, согласно которому история завершится победой добра над злом.
Основные проблемы, которые обсуждались в средневековой философии:
- Теодицея – проблема оправдания Бога. Существование доброго и всемогущего Бога приходит в противоречие с существующим в мире злом. Или Бог не хочет уничтожить зло, а значит он не добр, или не может, а значит он не всемогущ.
- Проблема свободы человеческой воли. Принцип провиденциализма приходит в противоречие с догматом, согласно которому человек сотворён свободным.
- Проблема универсалий. Философы-реалисты утверждали, что универсалии (общие понятия) существуют реально в божественном разуме. Философы-номиналисты утверждали что реально существуют лишь единичные предметы, а универсалии – это имена, которые человек даёт предметам.
1 этап (II – VIII вв.) – патристика
2 этап (IX – XIV вв.) - схоластика.
Патристика - это философия «отцов церкви» - наиболее авторитетных богословов. Патристика развивалась в то время, когда христианство в Европе утвердилось. Разработать целостное христианское понимание мира и человека. В патристике был обоснован теоцентризм.
Патристика разделилась на две ветви:
-восточная (греко-византийская с православной традицией)
Тертулиан: все античное-порождение язычников. После Библии не нужно никаких книг.
Ориген: пытался сблизить античную и средневековую традиции. Единственное возможное говорение о Боге-через отрицание.
Каподакийцы(Григорий Нисский, Григорий Богослов): идея всеобщего прощения людей. Бог добр, души бессмертны.
-западная (латинская с католической традицией)
Августин Блаженный: считал, что вера выше разума. Отрицал существование свободы воли, установил идею предопределенности.
Схоластика. Термин обозначает «школьную философию», мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах. Проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоластики составляет спор об универсалиях — общих идеях, об отношении единичного к общему и о реальности существования общего.
Основные принципы средневековой философии:
- теоцентризм (бог – основная проблема, начало философии),
- монотеизм (бог един, но трехличен),
- креационизм (бог сотворил мир из ничего);
- провиденциализм (бог все предвидит);
- принцип откровения (бог дает истину в чистом виде, кому пожелает);
- предопределение (бог предопределяет исторические события и человеческие поступки);
- персонализм (личность – изолированная от общества персона, проницаемая лишь для бога).
Основными особенностями средневековой философии можно считать:
- дуализм (бога и мира, души и тела, религии и философии, земной жизни и загробной);
- спекулятивный характер (от спекуляция – высматривание, созерцание);
- ретроспективность (обращенность назад).