Платон — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до нас полностью. Основные произведения: «Пир», «Государство», «Федон», (они написаны в форме диалогов, и во всех главное лицо - Сократ).
Настоящее имя – Аристокл. В 18 лет познакомился с Сократом и сжег все свои ранее написанные произведения. Стал учеником Сократа.
Основал школу - Академию, которая существовала с 4 века до н.э. по 6 век н.э. С закрытием Академии Платона связывают конец античности.
Философия Платона относится к объективному идеализму. По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого дало нам философию. Мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Идеи - это идеальные образцы или модели существования всего реального мира, чувственного разнообразия вещей. Они существуют самостоятельно в особом мире. Все конкретные вещи и люди существуют в силу причастности к идеи. У каждой вещи материального мира есть идеальный первообраз, благодаря которому может существовать вещь.
Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное, она существует сама по себе. Она сущность предмета. Высшая идея — это идея абсолютного добра, мировой Разум.
Идея души. Платон рассматривает человека как единство души и тела. Человеческая душа бессмертна, причем до рождения она находилась в потустороннем мире. Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты (Души живут на звёздах и слушают песни идеи). Затем она попадает на землю и забывают об опыте существования в идеальном мире. На земле временно находясь в человеческом теле, душа «вспоминает о мире идей». Так что любое познание - это всего лишь припоминание.
Душа — бессмертная сущность, в ней различаются три части:
- , обращенная к идеям - основа добродетели и мудрости;
- , движимая страстями.
О познании и диалектике. В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Это понятие диалектика происходит от слова «диалог» — искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит — спорить, что-то доказывать, а что-то опровергать. В общем диалектика — это искусство «думать», при этом думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнений.
О категориях. Первая система из пяти основных категорий предложена Платоном: сущее, движение, покой, тождество, различие. Мы видим здесь вместе и категории бытия (сущее, движение) и логические категории (тождество, различие). Платон трактовал категории как последовательно вытекающие друг из друга.
Воззрения на общество и государство. Государство по Платону появляется как результат присущих от рождения людям потребностей и сами состояния (классы) государства возникают в результате развития естественных потребностей человека.
По его мнению общество состоит из 3-х сословий на основе выделения части души:
- земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для под держания материальной жизни граждан и самого государства (чувственная часть);
- воинов, основной задачей которых является охрана государства от внутренних и внешних врагов (волевая часть);
- философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством (возобладала разумная часть).
Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. Также в идеальном государстве нет частной собственности, нет семьи. Интересы государства первичны к личным интересам.
Платон выделял:
а) «идеальное государство» — рабовладельческая аристократическая республика или монархия.
б) нисходящую иерархию государственных форм, к которым причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию.
Платон считает, что может существовать три основные формы правления:
- монархия - власть одного:
- законная (царь)
- насильственная (тиран);
- аристократия - власть немногих:
- власть лучших
- власть худших (олигархия);
- демократия - власть всех:
- законная
- беззаконная (насильственная)
Худшими он считает: демократию, олигархию и тиранию.
Мир - это всеобщий космос, он - завершен, целостный, гармоничный. В нем есть место и общественной жизни людей, и каждому человеческому существу. При этом существует определенная аналогия, сходство основных структур мира: космоса, государства, человеческой души.