Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни, возникает субъективно–антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками ее являются–софисты и Сократ.
В 5 в до н.э. новые мыслители учили не только политической и юридической мудрости, но связывали ее с общими вопросами философии и мировоззрения. Их стали называть "софистами" т.е. мудрецами.
Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказательству ложной точки зрения. Такая характеристика опиралась на то, что нов. учителя философии стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания. Их не интересовал поиск первоначала. Они сводили её к мнению (истина - это доказанное мнение), делая акцент на способах доказательства. Говорили, что у каждого человека своя истина, но кто-то умеет её доказывать, а кто-то нет. Критерием оценки любого явления выступают чувства человека.
Заслуга софистов - сделали философию практичной наукой.
Начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор и Продик. Протагор учил, что всякое познание субъективно и потому имеет значение только для того человека, который его принимает. Каждый о вещах судит в меру своего разума и считает это суждение правильным до тех пор, пока его противник логическими аргументами не докажет ему противоположное. Что кажется человеку правильным, то и на самом деле правильно. "Человек - мера всех вещей".
В несколько изменённом виде мысль Протагора повторяет другой видный софист - Горгий. Он проводит мысль, что бытия самого по себе не существует. Задача философии состоит не в стремлении отыскать истину, а в побуждении людей к целесообразности, полезной и приятной деятельности.
Продик проявлял интерес к языку, правильному употреблению слов. Он большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях.
В отношении религии софисты высказывали взгляды, подрывающие старую веру в богов. В сочинении "Истины" Протагор отрицал возможность рационального знания о богах. Относительно богов он не мог сказать, существуют они или нет. Многое препятствовало познанию этого:
- неясность самого предмета
- краткость человеческой жизни
Не меньшей новизной отличились высказывания софистов в отношении рабства. Рабство, как и рабовладельческое государство (полис) объявлялись категориями не логического, а исторического порядка, то есть невечными. Софисты утверждали, что бог создал всех равными, природа никого не сделала рабом.
В отношении государства софисты выдвигали идею исторического происхождения государства и естественного права. Государство и законы рассматривались как результат договора, а демократия - как организованная защита бедных и слабых против покушений на их права со стороны сильных и богатых.
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа. Сократ ничего не писал, так как считал, что любой текст может быть неправильно интерпретирован, также позже мнение автора может поменяться. Сократ был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Сократ в отличие от софистов считал, что истина не зависит от мнения человека.
Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы.
Выделил 2 условия протекания продуктивного диалога:
- необходимо допускать, что по рассматриваемому вопросу мы обладаем не всей полнотой знаний
- нужно допускать, что оппонент знает что-то истинное
Диалог, как метод Сократа, делится на 2 части:
- ирония (происходит проявление того, что мы не знаем)
- майевтика (происходит попытка накопления полученных знаний)
Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов.
Главная цель его философии–восстановить авторитет знания, поколебленный софистами:
-Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной.
-Софисты не считались с истиной ради денег и богатства, Сократ же оставался верен истине и жил в бедности.
-Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: "Я знаю только то, что я ничего не знаю, но остальные не знают и этого, именно этой малостью я умнее всех остальных."
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми. То есть если человек и совершает ошибки, то делает это по не незнанию.
Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления.
Сократ оставил интеллектуальное наследие - 4 сократические школы:
- Мегарская школа (Уделяли большое внимание и этическим вопросам, считая добродетель необходимым условием счастья, а философию - воспитанием души.)
- Киническая школа ( Стиль жизни киников имел соответствие в Сократовом пренебрежении к богатству и умении обходиться аскетическим минимумом в материальных благах)
- Киренская школа (Интересовались риторикой и политической философией, давали уроки за плату и считали благом удовольствие)
- Элидо-эретрийская школа (Усвоили взгляд на философию как на нравственное воспитание)