Античная философия: 7в. до н.э. – 6 в. н.э.
Этапы:
-натурфилософский/досократический (7-сер.6 в. до н.э.)
-классический (сер.6 – нач. 5 в. до н.э.)
-эллинистический
-греческий
-римский
Натурфилософия – философия природы. Главный вопрос – что есть первопричина мира (архэ).
Основные представители этого этапа античной философии:
а) философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
б) Гераклит Эфесский;
в) философы Элейской школы (Парменид, Зенон Элейский);
г) школа пифагорейцев (Пифагор);
Философы милетской школы:
- выступали с материалистических позиций;
- занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;
- пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);
- искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес Милетский был первым известным к настоящему времени человеком, попытавшимся разработать теорию детального устройства Мира.
К сожалению, в оригиналах сочинения Фалеса до нашего времени не дошли. Аристотель, приводит четыре основных тезиса Фалеса об устройстве Мира:
- Всё произошло из воды;
- Земля плавает по воде подобно дереву;
- Во всём есть божественное проявление;
- Магнит имеет душу, т.к. способен двигать железо.
Вода является основным элементом живой и неживой материи, потому что: суша, на которой живёт человек, окружена со всех сторон водой, всё живое тоже состоит, в основном, из воды. Твёрдые тела имеют жидкую основу, потому что растекаются при нагревании. Все прочие вещества и предметы Фалес считал производными воды: жизненный процесс начинается с первоосновы - воды и в неё же возвращается. Одним словом, круговорот воды в природе.
Фалес представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; считал, что все вещи имеют душу; допускал наличие множества богов; считал центром вселенной Землю.
Анаксимандр – ученик Фалеса. Архэ – апейрон («беспредельное», «безграничное)-сочетание в едином 4 стихий. Принципиальное отличие его философии заключается в том, что он движется по пути большего абстрагирования: вода – конкретное, апейрон – абстрактное (но материальное) понятие; и в стремлении представить мир в одном нечто=стремление к обобщению. Анаксимандр определил времена равноденствия и вычислял географические широты разных стран. Анаксимандр полагал, что земля имеет форму цилиндра и находится в центре вселенной.
Анаксимен сосредоточил свое внимание на деятельности присущего вселенной принципа движений. Анаксимен находил, что этот принцип – воздух и что первобытное состояние вещества должно считать воздухообразным (архэ-воздух). Таким образом, и первобытным веществом и основной силой вещества был воздух. Как первобытное вещество воздух безграничен и не имеет определенных качеств.
Гераклит Эфесский («Плачущий», «Темный», «Непонятный»)
- первоначалом всего сущего считал огонь
- вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита; движение представляет собой столкновение противоположностей, т.е. войну – в бытийном плане, в материи и антиматерии)
- считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»)главная характеристика архэ – непрерывное движение, т.е. изменчивость;
- был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории (мир происходит из огня и погибает в нем. Мировой пожар. 1 мировой год – цикл мира – 12 600 лет);
- признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
- всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум(с греч. «разумное слово» - объективация, выражение мысли; акт мышления, облаченный в слова. Внутренний закон развития огня);
- выступал за материальность человеческой и мировой души;
- был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
- движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».
Представители элейской фил. школы: Ксенофан, Парменид, Зенон.
Элеаты:
- изучали проблемы познания;
- жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;
- были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
- считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
Ксенофан был полемистом, сатириком. Основное произведение его - «Силлы» (-«Сатиры»). Первопринципом для Ксенофана было «единое». Он полагал, что существует единое, совершенное бытие. Правда, в границах этого бытия он допускал в известной мере изменения, трактуя их лишь в смысле частичного возникновения и упадка. Человеческие чувства, с точки зрения Ксенофана, не дают истинного знания, они приводят лишь к мнениям.
Парменид - друг и ученик Ксенофана. Развивая идеи учителя, он стремился, доказать, что сущее, бытие вечно и неизменно. Бытие есть то, что неуничтожимо. Оно - вечно настоящее без начала и конца. Оно не имеет ни количественных, ни качественных характеристик. (Противопоставлен Гераклиту: мир – статичен, а движение –видимость, на бытийном уровне его нет. Покой первичен). Нет ничего вне бытия, никакого небытия быть не может. Парменид резко разделял и противопоставлял чувственное и рациональное познание, на чувствах основываются лишь недостоверные мнения людей.
Зенон Элейский - ученик Парменида. Основополагающее положение элеатов о неизменности и неподвижности сущего Зенон доказывает с помощью апорий (в переводе с греч. - недоумение, затруднение), показывающих, что любое допущение существования движения неизбежно приводит к неразрешимым противоречиям.
Пифагорейцы.
Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:
- первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
- выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);
- считали единицу мельчайшей частицей всего;
- пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).
Основные положения философии Пифагора
Число – первоначало мира. Основа мира не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) – это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоположных сторон. Четверка - образ четырех элементов природы, и так далее. Мысль о том, что все в природе подчинено определенным числовым соотношениям, благодаря абсолютности чисел приводила П. к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего.
Пифагорейская школа возникла как некое братство, подчинённое строгим правилам общежития и поведения. Цель школы – достижение определённого образа жизни, через познание общего блага, очищение и освобождение души от тела. Пифагорейцы видели путь очищения в науке.