Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает:
онтологию, гносеологию, аксиологию. Также выделяют социальную философию и философию истории, философскую антропологию, праксиологию, философию культуры . История фил. мысли дает примеры преимущественного интереса того или иного философа к проблемам познавательной деятельности (Д. Юм, Э. Гуссерль, Л. Витгенштейн), к проблемам бытия (Парменид), аксиологии (С. Кьеркегор, Ф. Ницше), антропологии (А. Камю).
Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.
Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность. Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика - учение о сверхчувственной реальности.
Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? Философия давно обнаружила, что познание есть сложный процесс. Истина не открывается человеку без усилий с его стороны. На пути познания приходится преодолевать множество трудностей и препятствий. Возникают сомнения также принципиального характера: а способен ли человек вообще познать мир? Одни разделяли настроения гносеологического оптимизма, другие - гносеологического скепсиса и пессимизма.
Философская антропология - раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще.
В центре внимания философии стоят универсальные характеристики человека. В фил. антропологии осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются категории человеческого существования.
- Праксиология – раздел философии анализирующий проблемы человеческой деятельности.
- Аксиология – раздел философии, анализирующий проблемы оценки человеком окружающего мира и самого себя. Социальная философия – философское рассмотрение общественной жизни.
Специфические черты философского знания:
- двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
- философия представляет собой теоретическое мировоззрение, обобщает ранее накопленные человеческие знания;
- предмет философии имеет три направления исследования: природа, человек и общество и деятельность как систему "человек-мир";
- философия обобщает и объединяет другие науки;
- философское знание имеет сложную структуру, которую мы рассмотрели выше;
- включает в себя базовые идеи, являющиеся основными для других наук;
- в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;
- представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи;
- рефлексивно – субъектом познания философии является как окружающий мир, так и само философское знание;
- знание динамично – развивается, изменяется и обновляется; - имеет круг проблем, которые на данный момент не разрешены логическим путем.
Философия – довольно сложное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.
Основные проблемы и темы философского мировоззрения:
- Что такое бытие? Какова сущность мира?
Два основных подхода к решению проблем онтологии:
- Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи.
Этапы материализма:
- Древнегреческий (античная Греция: Гераклит).
- Новое время (17-18 в.; Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, Ломентрий).
- Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Мир – это непрерывно развивающаяся реальность.
Во время древнегреческого этапа развития материализма он был наивным: реальность объясняли через ту или иную первооснову, атомы и т. д.
- Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.
Виды идеализма:
Объективный (духовная первооснова (первоначало) существует объективно, т. е. независимо от человека. Представители: Платон, Гегель).
Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант).
- Можно ли познать мир?
Течения гносеологии:
- Мир нельзя познать:
- Скептицизм (Перрон).
- Иррационализм (отрицание возможности разума в познании действительности).
- Агностицизм (нельзя познать сущности вещей): Юм, Кант.
- Познаваемость мира:
- Рационализм (мир познается с помощью разума).
- Сенсуализм (мир познается с помощью чувств и ощущений).
- Интуитивизм (мир познается с помощью интуиции).
- Какова природа ценностей?
- Человеческое действие.
Праксиология – учение о человеке, о его практических действиях и о социальной реальности.