пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


Эмпедокл и Анаксагор.

Эмпедокл (ок. 490 — ок. 430 до н. э.) предложил такое решение загадки возникновения: то, что нам кажется возникновением, на самом деле превращение. Возникновения в точном смысле этого слова быть не может: из ничего ничего не возникает.

Превращение Эмпедокл объяснял как соединение и распад четырех элементов: воды, огня, воздуха и земли. Все элементы тесно связаны между собой, «не отрублены топором». Эти четыре элемента никогда не возникали, они существовали изначально, а все остальные вещи получаются из смешения в разных пропорциях этих элементов: мясо — из всех элементов поровну.

Эмпедокл сравнивал мир с картиной живописца — на картине видны люди, животные, растения, а на самом деле все они состоят из нескольких смешанных друг с другом красок.

Эмпедоклово представление об этих четырех первоначальных элементах (иногда к ним присоединяли пятый, эфир — вещество тоньше воздуха, охватывающее собой Вселенную, — называемый также «квинтэссенцией», т. е. пятой сущностью) бытовало в философии, физике и медицине вплоть до Нового времени.

Однако Эмпедокл считал, что сами по себе материальные элементы не могут ничего произвести. Чтобы из них образовался мир в целом и отдельные вещи, необходимы две духовные силы: соединения (Любовь, Гармония, Сте-пенноокий Лад) и разделения (Вражда, Гибель, Распря). Эти силы попеременно царствуют в мире. Везде: и среди живых существ, и в неодушевленной природе — можно видеть, как действуют эти силы.

Поскольку человек и вещи, окружающие его, состоят из четырех элементов, то Эмпедокл предположил, что человек способен воспринимать все вещи именно благодаря своему подобию им: огонь — посредством огня, существующего в нас, воду — посредством воды, любовь — посредством любви и т. д. Такая концепция восприятия получила формулировку: подобное познается подобным. Различие пяти внешних чувств Эмпедокл объяснял тем, что каждому из них присущи поры особой величины, через которые проникают только определенные материальные образы вещей. □

Анаксагор (ок. 500 — 428 до н. э.) также попытался дать ответ на вопрос о том, как происходит превращение одних вещей в другие, как могут одни вещи возникать, другие — уничтожаться. Он предположил, что и мир в целом, и все предметы состоят из мельчайших частиц — гомеомерий (подобочаст-ных). Этих мельчайших частиц в мире «бесконечное число раз бесконечное».

Каждый предмет включает в себя все виды частиц, но не в равной степени. Вещь будет той или иной в зависимости от того, какие частицы в ней преобладают. Таким образом, в каждом предмете находятся как бы семена всех других предметов. Загадка порождения и возникновения решалась так: никакого возникновения нет, а есть выделение вещи из смеси определенных частиц.

Однако тогда перед Анаксагором встала другая загадка: если в некоторой материи содержатся семена всех предметов, то почему из нее выделяется именно этот предмет, а не любой другой? Не сумев объяснить это лишь причинами, относящимися к материальной природе, Анаксагор ввел другое, нематериальное начало — Ум, правящий миром. Ум и дает закон, согласно которому из хаотической смеси всего появляются различные вещи. По-новому Анаксагор объяснил восприятие, отвергнув представление, что при восприятии «подобное познается подобным». Напротив, орган восприятия улавливает некое качество вещи, лишь поскольку он свободен от этого качества. Ум, способный воспринимать все вещи и качества, должен быть чистым и не смешанным ни с чем. Формула восприятия по Анаксагору — неподобное познается неподобным.


21.09.2016; 23:32
хиты: 685
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь