Товарищество передвижных художественных выставок является ключевой вехой в развитии русск иск. Художники-передвижники стали, своего рода, символом русс живописи 19в. Иск этого периода было близко и понятно народным массам. Реалистичное искусство основателей Товарищества – Перова, Крамского, Н НГе, Шишкина- сформировалось под прямым воздействием революционно-демократической мысли 60х гг 19века.
Социально-критический подход к современной жизни особенно отчетливо сказался на живописи и графике В. Г. Перова.
Крупнейш представителями русс пейзажа были художники, стоявшие у истоков Товарищества, —И. И. Шишкин «На севере диком» «Корабельная роща» «Рожь»и А. К. Саврасов. «Грачи прилетели», «Скоро весна». Они подходят к осмыслению пейзажного мотива, как важной патриотической темы, вносят в него ноту раздумья о судьбах родины.
главной темой их творчества становится жизнь русского крестьянства.
О безысходной крестьянской доле с горечью повествует художник реалист В. Г. Перов («Тройка» «Сельский ход на Пасхе» «Чаепитие в Мытищах»). Много рисунков и акварелей этой поры посвящено теме жизни городского люда.
Неоднократно обращался к подобной тематике и В. М. Васнецов. Он изображал сцены городской жизни, выбирая в ее пестром течении внешне непримечательные, но весьма характерные моменты., «Без света», «Продавец кваса».
В к1870 — н1880-х годов в ихтв-вепоявл еще 1 тема, ярко говорящая о гражданственности их искусства — революционное народничество. Таковы рисунки И. Е. Репина, связанные с его работой над известными картинами «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди», портретные наброски и композиционные листы Н. А. Ярошенко на близкие революционному народничеству сюжеты (этюды к картине «У Литовского замка», «Под конвоем», «Прогрессистка»),
Не ограничиваясь критикой темных сторон действительности, столь отчетливо выраженной в бытовом жанре, передвижники стремились с особенной остротой и силой утвердить неповторимость и красоту яркой, духовно богатой человеческой личности в жанре портрета. Мастер портрета- Крамской (Портреты Толстого, Салтыкова-Щедрина, Портрет неизвестной)
Репин «Бурлаки на Волге» «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» «Портрет Мусоргского»
В своем творч-ве передвижники, на основе реалистич метода, глубоко и всесторонне отображали прежде всего современную им жизнь трудового народа России. Подлинно народный бытовой жанр, лучшие образцы которого отличались боевой публицистичностью, явл ведущим в их творч-ве. Изображали они преимущ передовых деятелей культуры и представителей трудового народа. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Правдиво изображая события и сцены из жизни и следуя требованиям революционно-просветительской эстетики, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали варварство и дикость самодержавно-крепостнических порядков, нищету, жестокое угнетение народа. Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда, многообразие и поэтическое обаяние родной природы.