Стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – единственная роспись великого русского мастера Дионисия Мудрого, дошедшая до нашего времени в полном составе и подлинном виде. Подчиняя размеры и пропорции живописных композиций архитектурным членениям храма, Дионисий достигает неповторимой гармонии в воплощении образа храма как Царствия Небесного. Изящество и легкость рисунка, удлиненные пропорции, подчеркивающие невесомость парящих в Небесах святых, изысканные, излучающие неземной свет краски, определяют неповторимость ферапонтовской росписи Дионисия. Система ферапонтовской росписи, сохраняющая связь с памятниками византийского круга XIV – начала XV века, вместе с тем является первым примером своеобразного сочетания сюжетов и тем, известного по целому ряду более поздних русских ансамблей – в частности, по фрескам УспсобМскКр, исполненным в 1513–1515 годах и поновленным в середине XVII столетия. (похвала богоматери, встрмарии и елизав, богомат с млад и анг)
Успенский Собор. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля - изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Так как Успенский собор посвящен особо почитавшемуся на Руси культу Богоматери, то два яруса росписей на северной и южной стенах храма отданы сценам на темы ее жизни. Нижний ярус фресок воспроизводит подлинные исторические события — семь Вселенских соборов, на которых были выработаны и утверждены догматы веры. На западной стене — "Страшный суд" с картинами ужасных мук грешников и отступников. На стенах Петропавловского придела и жертвенника можно увидеть композиции «Семь спящих отроков эфесских» «Сорок севастийских мучеников». А на своде и стенах Похвальского предела сохранились фрески «Похвала богоматери» «Поклонение волхвов» «Рождество Иоанна предтечи». Стенопись Успенского собора выполнена в лучших традициях фресковой живописи XVII столетия и представляет собой целостный и яркий комплекс. Росписи собора написаны в нежных и мягких тонах-сиренево-розовом, голубом, желтоватом, с легко наложенными светлыми бликами. Архитектура и стенопись храма воссоздают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь, подобно тому, как столпы несут свод.
ИЛИ
ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ
- Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен со своей артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря
- Дионисий --- последний из величайших иконописцев, раскрывший в полноте возможности иконописного языка, последний колорист классической русской иконы ( последующие мастера будут только копировать найденную им технику0
- Секрет его колоризма не столько в изысканности цветовых решений, сколько в чувственности цвета.
- Композиции его работ торжественны, краски нежны и светлы, словно летний день, фигуры грациозно удлинены, лики святых красивы. Произведения Дионисия легки и радостны, они как бы рассчитаны на то, чтобы поведать миру о счастливой Руси, о том, что великая держава готова идти в будущее с надеждами, а не со скорбью в сердце.
Преобладающие тона — зеленоватые, золотистые и белые
- Росписи выполнялись сверху вниз по рядам, о чем свидетельствуют нахлесты швов наложенного на стены левкаса. Композиции каждого яруса чаще всего объединены общей темой. В куполе собора представлен Христос Вседержитель, под ним – архангелы и праотцы, в парусах – евангелисты, на подпружных арках – святые в медальонах,
- Размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены архитектурным членениям, органично соединены с интерьером храма и поверхностями стен. Изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты, подчеркивающие невесомость как бы «парящих» фигур, а также изысканные, излучающие неземной свет краски и неповторимое тональное богатство цветов и оттенков определяют уникальность ферапонтовской росписи.ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ
- Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен со своей артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря
- Дионисий --- последний из величайших иконописцев, раскрывший в полноте возможности иконописного языка, последний колорист классической русской иконы ( последующие мастера будут только копировать найденную им технику0
- Секрет его колоризма не столько в изысканности цветовых решений, сколько в чувственности цвета.
- Композиции его работ торжественны, краски нежны и светлы, словно летний день, фигуры грациозно удлинены, лики святых красивы. Произведения Дионисия легки и радостны, они как бы рассчитаны на то, чтобы поведать миру о счастливой Руси, о том, что великая держава готова идти в будущее с надеждами, а не со скорбью в сердце.
Преобладающие тона — зеленоватые, золотистые и белые
- Росписи выполнялись сверху вниз по рядам, о чем свидетельствуют нахлесты швов наложенного на стены левкаса. Композиции каждого яруса чаще всего объединены общей темой. В куполе собора представлен Христос Вседержитель, под ним – архангелы и праотцы, в парусах – евангелисты, на подпружных арках – святые в медальонах,
- Размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены архитектурным членениям, органично соединены с интерьером храма и поверхностями стен. Изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты, подчеркивающие невесомость как бы «парящих» фигур, а также изысканные, излучающие неземной свет краски и неповторимое тональное богатство цветов и оттенков определяют уникальность ферапонтовской росписи.
УСПЕНСКИЙ СОБОР
- Новый каменный московский Успенский собор был возведен итальянским мастером Аристотелем Фиораванти
- На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля - изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Также известны алтарные композиции того же времени - "Семь спящих отроков Ефесских", "Сорок севастийских мучеников", "Поклонение волхвов" и другие.
· Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.
· Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста в честь Богоматери. Интересная особенность росписи - изображение семи Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена огромная композиция Страшного Суда. На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.