Русская культура XIV—XV веков переживала период подъема после освобождения от длительного монголо-татарского ига. Из Византии на Русь прибывали талантливые живописцы и архитекторы.
Одной из ведущих фигур в искусстве этой поры становится прибывший в Москву из Новгорода в 90-е годы XIV века византийский мастер Феофан Грек. Среди наиб значительных его работ мск периода — росписи Архангельского (1399) и Благовещенского (1405) соборов. «Архангел Гавриил» «Св Петр» «Вас Великий» Икона «Спас на престоле»
Опираясь на местные и переработав визант и южнослав традиции, живописцы мск выработали свой стиль, расцвет которого связан с Андреем Рублевым. Андрей Рублев создал совершенно новое стилистическое направление в русском искусстве XV столетия.Благовещсобмск кремля, праздн чин - Благовещение, Преображение, Рождество, собор успения - Апокалипсические звери», «страшный суд». Троица.
Новый подъем русс живописи связан сДионисием. Его стилистическая манера оказала огромное влияние на всю русскую живопись последней четверти XV и начала XVI века, и именно в эту эпоху мскшк живописи становится ведущей среди многочисленных местных школ.Встреча Марии и Елизаветы» «Богоматерь с младенцем и ангелами», «Метрополит Алексий сжитием» Икона «Распятие»
Новгородская иконопись XV века не любит сложных, замысловатых символических сюжетов, столь распространенных в позднейшей живописи. Ее темы просты и образны. Художники без труда доносят до зрителя то, что они хотели сказать. Они упрощают традиционные иконографические типы, отбрасывают все лишние фигуры, довольствуются лишь малым. Основная сюжетная линия не затемняется привходящими, второстепенными эпизодами. Эта особая скупость в сюжетной и композиционной разработке образа составляет отличительную черту новгородских икон XV века.
ИЛИ
Мастера:
- Феофа грек
- Рублев
- Дионисий
- Даниил Черный
15 в считается рассветом русской иконописи. Иконопись в 15 преобладала над остальными видами живописи. Своеобразнве черты московской школы живописи времени рублева станут основой для дальнейшего развития во 2 пол 15 в, в частности основой творчества дионисия.
Многие иконы все-таки снова подвергаются влиянию византии. Снава замето тсходство их с фресками( повышенная эмоциональность обоазов)
В новгородской иконописи 15 в -- век борьбы. Изменяется соотношение видов живописи. 14 в -- век фрески, 15в—век иконы.но лучшие иконы продолжают традиции новгородской фрески.
- Орнаментальные украшения перерастают в самостоятельные сюжеты.
- Значительно усиливается еретические движения
- Осн задача ис-ва – прославления гос-ва . это расширяет идейное содержаие ис-ва, придает политический смясл многим произведеиям живописи
- В ис-во проникает все больше светских мотивов
- Строгая регламентация сюжетов зачастую придает ив-ву холодный официальный характер.
- Новгородская иконопись XV века не любит сложных, замысловатых символических сюжетов, столь распространенных в позднейшей живописи. Ее темы просты и образны, они не нуждаются в развернутом комментарии. Художники без труда доносят до зрителя то, что они хотели сказать. В их произведениях всегда есть подкупающая простота. Они упрощают традиционные иконографические типы, отбрасывают все лишние фигуры, довольствуются лишь малым. Их композиции ясны и легко обозримы, в них нет столь вредящей иконам XVI века дробности. Основная сюжетная линия не затемняется привходящими, второстепенными эпизодами. Эта особая скупость в сюжетной и композиционной разработке образа составляет отличительную черту новгородских икон XV века
- В XV веке в псковской станковой живописи наблюдается постепенное успокоение, хотя характерная для нее внутренняя напряженность образов полностью не исчезает. Сохраняются пронзительность взглядов, резкость тяжелых теней, смелая асимметрия композиций, густая красочная гамма с излюбленными псковичами зелеными, вишневыми, оранжево-красными и желтыми тонами.