Изобр. система мозаик и фресок Соф собора в Киевеполностью соотввизант канонам. Здесь изобросн персонажи христвероуч-я. Они располож в строг порядке согл "небесной иерархии", представленной как подобие земн связей подчинения. В центр куполе – монумент-еизобрполуфигурыХриста-Вседержителя. В своде главн алтаря -огромн фигура Оранты - богоматери, которая молится. Эта фигура доминир над росписями интерьера. Фигура Оранты выдел-ся среди росписей Софсоб особым величием, монументальностью и сочностью красок. Под Орантой - многофигурная композ "Евхаристия"- символич сцена причащения апостолов. Все моз Соф собвыполн назолот фоне. Им присущи богатство красок, яркость и насыщ тонов. Язык мозаик прост и лаконичен. Изображения плоскостны, что хар-но для средневек иск. Фигуры как бы распластаны на зол фоне, формы архаичны, грузны, жесты условны. В росписях преоблтемно-красные, охр, бел и оливк цвета. Особое вним-е художн уделили описанию лиц, создав галерею образов с индивид хар-кой. Больш роль в сист росписей играют многочисл орнаменты, которые раздел мозаичные композ, украшающие арки, пилоны, окон и дверн проемы Соф собора. в Киевских Соф мозаиках очевидны архаизмы: грузные и упрощенные попропорц фигуры с угловатостью и плоскостностью разворотов, статичность композиций с однообразнритмическ повторениями.
Фрески Св Софии в Новгороде. Фигуры Конст и Елены написаны по розовато-белому грунту, положенному оч тонким слоем на неровн кладку пилястра. Эта особая техника объясняет легкий, как бы акварельнхар-р рисунка. Пропорции фигур, объем лиц, их строгие очертания — дань киевской традиции, но позы - фронтальные застылые, складки одежд изобр плоско.фигуры пророков - монументальны. Одеяния ложатся прямыми тяжел складками, подол образ жесткие горизонтальные линии. массивн ступни, широк кисти рук с толст пальцами. Строгие, восточн типа лица выдел-сябольш, как бы гипнотизглазами. Это суровое по своему духу иск находит близкстилистич аналогии в наиболее архаичн группе мозаик и фресок Соф Киевской. Мозаика сост из смальты желт, зелен, красн, син, бел и чернцв. Несмотря на небольш палитру смальт (всего 6 цв) но благодаря тонк вкусу и богат фантаз мозаичиста, мозаика произввпечатлсложн полихромии. (для сравн, в палитре мозаик КиевсСоф > 130 оттенк).
ИЛИ
Софийский собор в Киеве. 1037—1042
1) В главной части есть мозаики, также сохранились фрески, на кот изображена семья Ярослава Мудрого.
Росписи служат не только украшением свода и стен, но и воплощают идеи, заложенные в арх замысле. Метафизические идеи христианской религии живописцы облекали в чело образы. Живопись доджна была выражать связь небесного с земным. Мозайки( константинопольские мастера и их рус ученики) украшали главные части интерьера: подкупольное пространство, алтарную часть.
2) Мозайки церкви были для православных книгой, по кот они читали основные положения христианского вероучения. Евангелие для неграмотных
- Фигуры распластаны на золотом фоне, формы архаичны, грузны, жесты условны
- Яркие цветовые пятна—сияя одежда, яркая обувь( следовательно багатая мозаичая палитра)
- Мозайка органично слита с архитектурой
- Канон (из византии) удлиненный овал лица, широко открытые глаза
Живопись подкупольного пространства и апсид – это мозаики. Все остальное –фрески
Во фресках мы видим отход от константинопольского канона( лишенный аристократичности идеал, русские типы лиц) .
И мозайки и фрески в ССС в киеве – это строго продуманная система, дающая представление о вероучении.
Греки занесли высокую монументальную традицию и совершенную технику мозаичной кладки в русское ис-во.
ССС в Новгороде (1045—1050)
Аль секко – роспись по сухой штукатурке, живопись отличается графичностью, уверенный контурный рисунок поверх, отсутствует проработка полутонов, как будто книжная миниатюра. Это говорит о том, что в Новгороде не было так таковых художников монументалистов, лишь иконописцы( применяли иконную технологию к стенописи), поэтому фрески ссс в новгороде отличаются.
Сохранилось мало изначальной живописи, в куполе фигуры пророков( спокойные, с печальными глазами)