Эта школа возникла под влиянием теории Ч. Дарвина. Основная суть – законы биологической эволюции являются определяющими факторами общественной жизни.
Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог. Отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им научное наследство огромно. Спенсер считал, что борьба за выживание, естественный отбор – это социальные факторы. Он в чем-то даже предшествовал Дарвину.
Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи.
Общая теория систем была разработана и применена Спенсером к человеческому обществу. В исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Общество он считал особой реальностью, которая возникла в результате взаимодействия индивидов и зависит от них.
Программа социологии Спенсера изложена в “Основах социологии”. Здесь впервые дано систематическое изложение предмета, задач и проблематики новой общественной науки.
По мнению Спенсера, социология имеет право на свое научное существование. т.к. общество – это часть природы и подчиняется оно закону “естественной причинности”. Задача социологии – изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции.
Спенсер ввел такие понятия: “социальная структура”, “социальная функция”, “социальный институт”. Общество как социальную систему он разделил на три подсистемы:
- поддерживающая (производство);
- распределительная (транспорт, торговля);
- регулирующая (управление).
Концепция социальных институтов Спенсера является центральной в теоретической системе Спенсера. Социальный институт – это механизм самоорганизации совместной жизни людей.
Типы социальных институтов:
- Домашние институты (семья, брак, воспитание детей)
- Обрядовые институты (обычаи, обряды, этикет)
- Политические институты (государство, власть, право).
- Церковные институты (духовенство, церковь, вера)
- Профессиональные институты (производители, управленцы)
Концепция институтов Спенсера воспроизводит образ общества по аналогии с биологическим организмом. Это сходство прежде всего не материальное, а суть его - в принципах системной организации. Общество – это особое бытие
Общество существует для блага своих граждан, а не наоборот. Равная свобода личностей приведет к развитию общества и социальному прогрессу. Спенсер впервые отделил социологию от утопии, этим он внес решающий вклад в формирование ее как науки.
Он очистил термин “социология” от религиозно-исторической доктрины, что было у Конта. У Спенсера социология – наука об обществе вне зависимости от мировоззрения ученого.
Существует два типа обществ – воинственный и промышленный, потому, что есть два способа борьбы за выживание:
- война, в результате которой победитель порабощает побежденного;
- благодаря уму и способностям развивается промышленная конкуренция.
Спенсер был критиком социализма, так как там поощряют худших за счет лучших и все ведет к росту бюрократии. Но он был сторонником равенства свободы индивидов и равенства всех перед законом. Он четко отделил понятие государства от понятия общества. Первое – это орган власти и управления обществом, роль которого заключается в защите его граждан. Общество – это система взаимосвязей между индивидами.