Конфуцианство. Возникновение: Основателем конфуцианства является выдающийся мыслитель Древнего Китая Кун-цзы или Конфуций 551–479 гг. до н.э.. Первоначально конфуцианство, хотя и было очень влиятельным философско-этическим учением Древнего Китая, существовало наряду с другими учениями даосизм, моизм, легизм и др.. Но после объединения Китая и создания стабильной централизованной империи Хань,его значение в обществе постепенно усилилось и конфуцианство превратилось в государственную религию.
Философское воззрение:
Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь «гуманность», как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения Ли «этикета». Согласно учению Конфуция, постичь жэнь могут лишь избранные, представители высших слоев общества.
Так же в конфуцианстве большое внимание уделялось вопросам гуманного управления, опиравшегося на идею обожествления власти правителя. Основное содержание культа конфуцианства - почитание предков.
Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элементов и сводится к строгому выполнению обрядов и предписаний.
Эволюция верования:
В Средние века в Китае конфуцианство переживает модификацию в связи с распространением буддизма. Была составлена новая редакция канонических текстов, перетолкованы древние классики. Это движение получило название «неоконфуцианства».
После 1949 г. и во время «культурной революции» учение Конфуция было полностью отброшено. Однако и настоящее время традиционные нормы и институты широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических китайцев. Т.е. в настоящее время конфуцианство остается живой интеллектуальной и духовной традицией.
Даосизм. Возникновение:Это учение сформировалось параллельно с конфуцианст-
вом и как его оппозиция. Даосизм основал старший современник Конфуция мудрец Лао-Цзы в IV - III вв. до н.э.
Философское воззрение: Исходной идеей философии даосизма является
учение о Дао как о первооснове и закономерности бытия всего сущего. В даосизме Дао, это не путь совершенно мудрых государей древности, как в конфуцианстве, а универсальный путь всего космоса, в том числе и человеческого сообщества.
Эволюция: К концу I тыс до н.э. понятия «дао» начинает рассматриваться как путь религиозного спасения, достижения абсолютного, вечного счастья. Фигура основателя даосизма обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает свой культ. Пантеон даосизма возглавляет Шанди, который почитается как Бог неба. В VII–VIII вв. под влиянием буддизма в даосизме появляется монашество и монастыри, что было чуждо установкам первоначального даосизма. В 1957 г. в Китае была созданная Всекитайская ассоциация даосизма. В наше время даосизм популярен в Китае, на Тайване и среди китайских эмигрантов.