"Интеллигенция и революция"
Блок пишет небольшое эссе на тему революции, в котором выражает собственное отношение к текущим событиям. Вначале он скептически описывает мнение тех людей, которые считают Россию погибшей, он настроен по-другому: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой.»
Далее анализ предыдущих лет, начала 20 века, акцент на наиболее значимых фигур прошедшего времени – Столыпин, Распутин и некоторые другие. Переход к описанию войны (поэт служил в 1916 году в Беларуси), тоже скептическое отношение к войне, на которой «весь цвет европейского общества сидит в болотах». Бесцельные траты на вооружение, привнесение на фронт банальности и пошлости мирного быта.
Рассмотрение предвестников революции, революционного запала 1909-1916 годов, который в итоге угас у многих людей, но теперь снова восстает. Сравнение музыки оркестровой и «музыки» мировой революции, которое далее проходит (периодически всплывая в фразах) через все эссе. Блок говорит: если вы так приветствовали революционные и зовущие к новому раскаты в оркестровой музыке, то нужно принять таковые и когда они проявляются фактически – в революции.
Описание того к чему (по мнению поэта) стремится революция: «переделать все», создать «братство народов и мир». Описание революции как бури и стихии, которая может уничтожить достойных и оставить недостойных, но все равно революция – «гул великого», великих свершений. Отсылки к русским писателям, которые обитали во мраке, так как верили в свет и этим светом (по Блоку) и является теперешняя революция.
«Жизнь прекрасна», но жить стоит только для чего-то высшего и верить не в то чего не существует, но в нужное для этого мира, в возможность создать то чего требуется и не хватает в этом мире. Далее краткое и экспрессивное описание по пунктам основных черт революции:
- учредительное собрание – как путь к демократической власти;
- долой суды – которые полностью подвластны правящему классу и притесняют простых людей;
- разрушение храмов – ведь попы там жиреют, икают и торгуют водкой;
- разрушение усадеб, где насиловали и пороли девок;
- разрушение парков, где унижали простых людей представители более высокого класса.
После этого описание трудностей революции, краткое рассмотрение негативных сторон, но такое (по Блоку) естественно, когда сталкивается интеллигенция и неграмотный народ. Описание отличий между интеллигентами и буржуа и призыв к интеллигенции не роптать на свой народ и не разочаровываться в нем, отвергнуть занятия политиканством. Завершение призывом слушать (аллюзия «слушать музыку») Революцию.
Блок радостно принял революцию, т.к. в ней видел новое, справедливое устройство. Он видел в ней освобождение русского народа от векового гнета и призывал всех интеллигентов так же принять революционное движение. Тем не менее он понимал, что будут и случайные жертвы, их невозможно избежать в таком глобальном действе. Даже у самого Блока крестьяне сожгли его родовое поместье Шахматово, которое было поэту очень дорого как воспоминание о детстве. Блок никогда не говорил об этом, даже когда спрашивали; только один раз не выдержал: «Зачем говорить о том, что больно?». Но все равно Блок был уверен — с народом правда, с ними «чёрная злоба, святая злоба», они имеют право на месть. Все эти мысли отразятся потом в поэме «Двенадцать», написанной буквально через несколько дней после статьи «Интеллигенция и революция».
«Двенадцать»
Поэма написана в январе 1918 года, через год после Февральской революции, через 2 месяца после октябрьской. Сочинялась в послереволюционном, застывшем от холода Петербурге, в состоянии лихорадочного подъема и всего за несколько дней: на окончательную доработку ушел месяц. Опубликована была 3 марта 1918 года в газете левых эсеров «Знамя труда».
Сюжетная завязка – появление 12 красногвардейцев.
Экспозиция – описание революционного Петрограда, представление старого мира.
Пролог – события предшествующие, описание обстоятельств, в которых будет разворачиваться действие.
Образ автора будет проявляться уже с первых строк.
Образ старушки – олицетворение костности народа, бедности, примитивности рассуждений, традиционности – ей еще не находится места в новом историческом процессе.
Образ буржуя «безмолвно стоит как вопрос»: и сам задается вопросами «как дальше жить? Как сохранить капитал?» Стоит на перекрестке – на месте, где расходятся дороги, но свою дорогу так и не выбирает.
Образ витии – сатирическое изображение творческой интеллигенции, не принимающее революцию, но не стремящееся говорить об этом громко.
Образ попа – человек, который во времена революции уже не может набить себе брюхо, бездуховный.
Барыня, одетая не по погоде – ее падение говорит о неготовности дворянства к революции и беспомощности к переменам.
Сатирически изображается непонимание происходящего людьми разных классов.
В первой строфе основной символ – ветер, стихия революции, одна из основных идей: «Ветер, ветер на всем белом свете». Основной прием – прием контрастов: черное и белое, затем появляется красный.
К обломкам старого мира относятся «товарищ поп», «писатель-вития», «барыня в каракуле», «буржуй».
Галерея портретов представлена в экспозиции, содержит отчетливую оценочность. Их осторожность заставляет читателя относится к ним презрительно. Растерялись перед стихией.
В поэме рисуется коллективный образ 12 красногвардейцев, патрулирующих Петроград. Они сделали свой исторический выбор. Изображаются Блоком как защитники новой власти и жизни.
В поэме нет идеализации 12 героев, как выразителей народной стихии. Они несут в себе все крайности: с одной стороны – сознательно подхватывают революционные лозунги: «Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!». Готовы исполнять задачи, которые перед ними поставлены. С другой стороны, в их психологии живы анархические настроения.
Символом старой жизни является старый пес, который плетется за красногвардейцами: голодный, безродный – отделаться от старой жизни невозможно.
«В зубах цигарка, примят картуз/ На спину надо б бубновый туз»: туз на одежде каторжника – стрелять на поражение, каторжник – грешник.
Красногвардейцы берут на себя грех, они убийцы.
Революция не может быть чистым делом, но Блок не осуждает и не идеализирует: бескровной революции быть не может.
Убийство Катьки – новый мир уничтожает старый. Конфликт порождает любовный треугольник.
Красногвардейцы убивают женщину – потенциальную мать из чувства ревности.
Существует точка зрения, что кульминация – это появление Христа (кровавый флаг) неизвестность, куда стихия выведет страну. Что порождает «героев» нового мира.
Ретроспекция: обращение к прошлому при описании настоящего.
Образ Христа неожиданный и разнотрактуемый:
1 мнение – Бог мертв, отсылка к Ницше или же возрождение, смысл будущей жизни.
2 мнение – антихрист, дьявольская сила
3 мнение (дневники Блока) – образ Христа представлялся ему единственно возможным
4 мнение: Христос и 12 апостолов могут привести мир к лучшему.
Христос в поэме является символом новой эры потому что:
- Счет от Рождества Христова – 1917 год – новый отсчет в жизни страны и мира
- Кто кого ведет? Красноармейцы Христа или он Красноармейцев?
- Христос не столько цель движения, сколько символ революционного пути, который лежит через жертвы, страдания и потери: революция похожа на последние дни жизни Христа
- Христос – символ чистоты – революционный путь не будет напрасным, если приведет к нравственному очищению: насилие – зло и это средство, а не цель
Через Христа Блок просит не забывать об основной цели революции.
Трактовки названия:
12 апостолов (Бог наделял их возможностью проповедовать)
12 глав
12 как полночь, ноль, цикличность
Художественные особенности:
- Главный прием – прием контраста: новое – старое, черное – белое
- Злободневная лексика, смешение высокого и низкого стиля, политического и блатного, отказ от литературной рафинированности
- Частая смена размера: хорей, анапест, дактиль, раешный стих
- Интонации марша, частушки, городского романса, лозунговых призывов, панихиды
- Цвета поэмы
Красный – кровь, революционный флаг
Черный – грязь, преступление
Белый – новая правда, чистота, обновление, надежда
- Мотив пути является сюжетообразующим
- Поэма вбирает в себя важнейшие мотивы лирики Блока:
- страшного мира
- разбушевавшейся стихии
- надежды на мистическое преображение жизни
- Зеркальность