В истории горьковской драматургии обозначились 3 периода с характерным для каждого особым видением мира:
I. Драма революционной эпохи 1905 – 1906 годов (драма «Враги»). Для драм данного периода характерны:
- пропаганда революционно-героического начала в жизни;
- социально-политическое звучание;
- открытая идейно-социальная война, которая является движущей силой в развитии действия (борьба «за» и «против» революции).
II. Пьесы конца 1900-х – I половины 1910-х годов (драма «Последние», «Старик»). Характерные особенности драм данного периода:
- социально-политическое звучание пьес данного периода осложняется чертами философско-психологической драмы;
- драматизм достигается за счет того, что политический (идейный) водораздел (раскол) проходит через семью (многие из драм – семейные).
III. Драматургия эпохи социалистического строительства начала 30-х годов («Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», «Васса Железнова»).
- философичность, которая в частности проявляется в особой природе языка героев («двойная нагрузка на слово», отсутствие чеховских недоговоренностей);
- обострение (нагнетание) конфликта.
Следует заметить, что до 900-х годов у Горького не было тяготения к драматургическому жанру (исключение, пожалуй, составляет лишь замысел пьесы «Василий Буслаев» в 90-х). Как драматург Горький родился именно накануне грозового пятого года. Этому есть несколько объяснений: 1. Драма всегда предназначается для театра, без которого она теряет силу своего воздействия по крайней мере наполовину (драма без сцены не живет). Театр – трибуна для драматурга (возможность «поговорить» со зрителем о волнующе злободневном). 2. Русская драматургия той поры не отвечала запросам исторического момента. Репертуар был заполнен либо классическими произведениями Островского, Шекспира, Гоголя, либо заурядными пьесами второ- и третьеразрядных драматургов (таких как Федотов, Берников, Щеглов и др.) 3. В ранних рассказах и повестях Горького обозначилась характерная черта – острая динамичность и драматичность в столкновениях героев.
«Егор Булычов и другие» (1931)
Пьеса интересна особым типом конфликта. На первый взгляд, это – типичная семейно-бытовая драма, так как всё действие сосредоточено на фигуре умирающего Егора Булычева. Поэтому семейно-бытовой конфликт связан с разделом имущества, так как булычев – купец, крупный промышленник. Но это мнимый конфликт.
Конфликт подразумевает борьбу (внешнюю или внутреннюю). Основные элементы сюжета выделяются в зависимости от стадии развития конфликта. Развязка подразумевает разрешение конфликта, хотя далеко не всегда завершение событий сопровождается разрешением противоречия исчерпанность конфликта, торжество восстановление справедливости – характерная черта таких классических жанров как сказка и комедия и таких ультрасовременных как боевик и триллер Но здесь нет активности со стороны Егора
Союз И в заглавии имеет значение противопоставления и противостояния.
Человек острого ума, Булычов говорит о Мировой войне: «Зря влезли в эту войну», «Одни воюют, другие – воруют». Зло мира Егор вилит в собственности: «Воруешь не ты – рубль ворует. Он, сам по себе, есть главный вор».
Ему кажется смешной идея, что рабочие могут управлять страной: «Пропьют государство». Но в то же время он раздумывает: «А – вдруг – не пропьют?».
Булычова волнует не столько своя приближающая смерть, сколько «большая смерть» - смерть буржуазного общества, гибель старого мира. Эту неминуемую «большую смерть» осознает только он, «другие» видят только близкую смерть Егора.
Егор завершает горьковскую галерею «блудных детей» буржуазии, которым неуютно в мире преуспевающих дельцов, которых охватывают сомнения и раздумья о жизни.
Шуре Булычовой, похожей на отца смелостью и неуемной энергией, близящиеся события внушают надежду найти свое место в жизни. В конце пьесы она приветствует проходящую за окнами дома революционную демонстрацию. Недаром после смерти Булычева Достигаев замечает: «Жаль – помер Егор, пощипала бы дочка печенку-то ему!.. Хотя… черт его знает, как бы он взглянул на этот фокус!»
В творческом представлении Горького образ Егора пересекается с фольклорным героем-богатырем Василием Буслаевым. Их роднит размах неистраченных творческих сил, дерзкое желание испытать пределы дозволенного, вызов смерти и богу и в то же время бессмысленность смерти. «По убеждению Горького, - писал Федин, - буслаевские черты заложены в характере Булычева и, может быть, лучшие из этих черт – в лучшем из того, что было дано натуре Булычева и что им погублено».
Раскрывая конфликт Булычева – яркой и незаурядной личности – со своим классом, Горький первоначально назвал пьесу «Накануне». Это определяло не только время действия – канун Февральской революции, но и главное в идейном содержании пьесы – начале конца буржуазного мира, о кризисе буржуазного мировоззрения. Умный и беспощадный в своих поисках правды Егор перед смертью осудил мир, по законам которого жил, и себя за подчинение этим законам.
Широкий фон раскрытия характера Булычева позволил Горькому всесторонне показать трагедию личности. Именно социально-исорическая среда привела к ложному направлению в развитии, обесценила его творческие возможности. Ведь основу образа составляют яростные противоречия и непотухающие страсти.
«Достигаев и другие» (1932)
Союз И в заглавии имеет значение выделения.
Пьеса начинается массовой сценой в купеческом клубе.
Другие – это представители разных званий, имущественных классов, партий, разных убеждений, но всех их, от монархистов до черносотенцев, объединяет
Чувство растерянности и страха. На этом фоне резко выделяется фигура Василия Достигаева, который кажется абсолютно спокойным, даже равнодушным.
Достигаев – тип умного, рассудительного человека, но у него ум циника, аналитика. Другие не могут понять природу его спокойствия. «Во что веруешь?» «Верую в бога, но предпочитаю коньяк».
Его не может выбить из колеи даже семейная трагедия.
Основная идея пьесы и доминанта характера Достигаева – чтение Дарвина: естественный отбор – речь идет о выживаемости в экстремальных ситуациях – выживают сильнейшие и самые приспособленные.
Достигаев такой же враг советской власти, большевиков, как и другие, но это скрытый и очень умный враг.
Васса Железнова
Пьеса написана в Крыму.
Первый вариант:
В.Ж. – гл героиня, жестокая, властная, умеющая подчинять. Была выдана замуж юной, ее муж был старше. Дело семьи переходит из рук мужа в руки жены и, она имеет право принимать серьезное решение. Мужа обвиняют в растлении несовершеннолетней. Жена предлагает ему отравиться, чтобы на их дом не лег позор и дочь смогла выти замуж. У Вассы 3 детей(1 дочь и 2 сына), во втором варианте наоборот.
Вассе 48 лет, замуж ее выдали в 16. В первом варианте сын Павел слабоумный. Через жестокость и умение «залезть» в душу В. становится настоящей матерью. Ее беспокоит душевное состояние всех.
+ она имеет пароходное дело. По отношению к детям показателен разговор с Анной в нем она пытается наставить дочь на путь своего мировоззрения и передать знания дочери. Сама Васса понимает свои грехи и готова за них отвечать перед Богом, а не перед народом.
Главный лейтмотив первого варианта – материнство.
Второй вариант.
Горький акцентирует внимание уже не на материнстве, а на качествах железного человека.
во втором варианте 2 дочери и 1 сын( Наталья, Людмила и Федр) Во втором варианте Людмила слабоумная.
Это прием, который показывает, что буржуазия нездорова. По большей степени это нервное заболевание. Но это единственный персонаж, который видит в Вассе женское и человеческое.
Васса Железнова – социально-психологическая семейная драма, обличенная многоконфликтностью: любовный, борьба за деньги, идейный.
Идейный (Васса противопоставляется Рошель: В- старый уклад, Р- новое поколение ) + борьба за Колю(Внук В., сын Р)
Главный конфликт: линия Вассы убирающей с дороги соперников. Фигура ее по своему трагична. Читатель задается вопросом: для кого она живет и старается, особенно, когда отбирают Колю.
Во втором варианте лейтмотив купли-продажи.
Васса показывается как раба дела. Закон капитализма уродует в ней самое жизненное и прекрасное в женщине –материнскийинстинкт.
Конец трагичен: В. умирает, ее смерть горьковеды сравнивают со смертью дуба от удара молнии(неожиданно+ мощь дуба).
Смерть символична: в жизни нет места железным людям. Смерть В. символична как смерть класса буржуазии, старого уклада жизни.
Т.О. ее образ пополняет коллекцию образов блудных детей буржуазии.