пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Русская лит-ра 2/3 20 в.
» Теория языка
» Синтаксис 2
» Языкознание
» Морфология. Служебные ч.р.
» Психология
» Фонетика
» Психология управления
» Анатомия,физиология и гигиена
» Возрастная психология
» Русская литература 2/3 19 в.
» Лексикология
» Русская литература 1/3 19 в.
» НСЯ
» Детская литература
» ОМЗ
» Педагогическая психология
» Словообразование
» Социальная психология
» Русская литература 3/3 19 в.
» Руссская лит-ра рубежа веков 19-20
» Зарубежная лит-ра рубежа веков 19-20
» Краеведение
» Синтаксис
» Русская литература 20 в.

21. Проблема искусства и художника в ранней новеллистке Т. Манна. Трилогия новелл о природе творчества и проблеме бытия художника.

Сложнее ставится проблема «художник и общество» в новелле Томаса Манна «Тонио Крёгер»(1903). Да, буржуазная, обывательская публика не понимает искусства, в сущности не любит его: отчасти именно поэтому Тонио Крёгер, талантливый мастер стиха и потомок старинного бюргерского рода, чувствует себя неприкаянным и ненужным. Знатоки искусства ценят поэзию Крёгера, но, когда поэт после долгого отсутствия приезжает в свой родной город, полиция его задерживает, приняв его за разыскиваемого преступника. Однако главная беда Тонио Крёгера не в том, что окружающий мир чужд ему, а в том, что он сам чужд окружающему миру.

ТЕМА- чуждости худож-ка миру и окр.людям. 

ИДЕЯ- люди подсознат. чув-ют эту непохожесть худож-ка и сторонятся его, относ-ся к нему подозрит. а порой и враждебно.

ПРОБЛЕМЫ:

-одиноч-ва творч.чел-ка;
-возд-я иск-ва на чел-ка;

-места и роли худож-ка в общ-ве;

-двойственность натуры Тонио

Размышления Т. Манна о взаимоотношениях искусства и бюргерства, искусства и жизни с наибольшей полнотой воплощены в новелле «Тонио Крегер» (1903). Не без оснований исследователи говорят об автобиографичности этого произведения, а также о родстве его героя с персонажами романа «Будденброки». Многое в Тонио, особенно в Тонио-подростке, напоминает Ганно Будден-брока. Как и Ганно, он сын зерноторговца, причем занимающего в городе выборную должность; как и Ганно, плод необычного брака. Тонио тоже «одинок и не похож на всех остальных людей, добропорядочных и обыкновенных». Музыка, писание стихов, размышления о любви и страдания составляют его «внутреннюю жизнь». Но мировосприятие Ганно абсолютно цельно; Тонио же в этом смысле ближе к Томасу Будденброку с мучительными раздумьями последнего о том, кто он – интеллигент или делец. Натура Тонио в еще большей степени исполнена противоречий. Он и Ганса Гансена, а затем Ингеборг Хольм, этих «белокурых и голубоглазых», любит не только за красоту, но и за их полную противоположность себе.

С течением времени противоречия становятся еще острее и обретают новое качество, удачно сформулированное героиней новеллы, русской художницей Лизаветой Ивановной: «Вы бюргер на ложном пути… Заблудший бюргер…» «Я стою между двух миров, ни в одном не чувствуя себя дома…», – говорит и сам Тонио.

Новелла «Тонио Крегер» отчетливо показала эволюцию Т. Манна во взглядах на искусство. Его герой, представитель «духа», хотя и сознает свое превосходство над представителями «жизни», все-таки ее не презирает, ибо понимает, что «если что может сделать из литератора поэта, то как раз… любовь к человечному, живому, обыденному», а без этого его голос «останется гудящей медью и кимвалом бряцающим». Это – своеобразный манифест, и не только героя новеллы, но и ее автора.

 

Еще гораздо раньше, в начале века, в новелле «Тристан» Томас Манн изобразил декадентского литератора-«сверхчеловека» не в трагедийном, а скорей в трагикомическом аспекте. Писатель Детлеф Шпинель, постоянный обитатель фешенебельного санатория, обнаруживает по ходу действия свое слабодушие, эгоизм, мелочную трусость. Детлеф Шпинель — автор всего одной книги. «Это был не очень объемистый роман с в высшей степени странным рисунком на обложке, напечатанный на бумаге одного из тех сортов, которые употребляются для процеживания кофе, шрифтом, каждая буква которого походила на готический собор… Действие романа происходило в светских салонах, в роскошных будуарах, битком набитых изысканными вещами — гобеленами, старинной мебелью, дорогим фарфором, роскошными тканями и всякого рода драгоценнейшими произведениями искусства» (7, 131). Писатель — сноб, который непрочь выразить свое презрение к «толстокожим» богачам, в сущности, заодно с ними, он ориентируется в своих писаниях на вкусы обеспеченной верхушки.

ТЕМА- несовместимость буржуаз.пошлости и иск-ва, подлин.красоты. 

Еще гораздо раньше, в начале века, в новелле «Тристан» Томас Манн изобразил декадентского литератора-«сверхчеловека» не в трагедийном, а скорей в трагикомическом аспекте. Писатель Детлеф Шпинель, постоянный обитатель фешенебельного санатория, обнаруживает по ходу действия свое слабодушие, эгоизм, мелочную трусость. Детлеф Шпинель — автор всего одной книги. «Это был не очень объемистый роман с в высшей степени странным рисунком на обложке, напечатанный на бумаге одного из тех сортов, которые употребляются для процеживания кофе, шрифтом, каждая буква которого походила на готический собор… Действие романа происходило в светских салонах, в роскошных будуарах, битком набитых изысканными вещами — гобеленами, старинной мебелью, дорогим фарфором, роскошными тканями и всякого рода драгоценнейшими произведениями искусства» (7, 131). Писатель — сноб, который непрочь выразить свое презрение к «толстокожим» богачам, в сущности, заодно с ними, он ориентируется в своих писаниях на вкусы обеспеченной верхушки.

Ирония Томаса Манна тесно соприкасается здесь с резкими нападками Толстого на упадочное «господское искусство».

Тема новеллы «Тристан» (1902) несовместимость буржуазной пошлости и искусства, подлинной красоты. В туберкулезный санаторий, расположенный высоко в горах, приезжает очаровательная Габриэлла Клетерьян -- жена богатого купца. В нее влюбляется чудаковатый, никому не известный писатель Спинель. Однажды вечером, оставшись с ней наедине, он уговаривает ее сыграть «Тристана» Вагнера. Страсть, звучащая в музыке, потрясает Габриэллу. У нее начинается обострение болезни, и вскоре она умирает. Писатель раскрывает глубину внутреннего мира художника, величие и незащищенность подлинного чувства, гибнущего при столкновении с грубой и безжалостной действительностью. Изображение жестокой и агрессивной силы, враждебной всему прекрасному, Томас Манн распространяет и на сферу чувств. Конфликт художника с обществом исследован также в новелле «Тонио Крёгер» (1903). Сложнейший комплекс проблем -- природа прекрасного, истоки творческого вдохновения, ответственность человека перед другими, соотношение совершенства и морального начала в искусстве, обреченность красоты на поругание -- поставлен в новелле «Смерть в Венеции» (1912). В ней рассказывается о роковой одержимости стареющего писателя красотой, нашедшей физическое воплощение в облике мальчика-поляка. Эта новелла относится к шедеврам «малой прозы» писателя.

Новелла Томаса Манна «Смерть в Венеции» - образец реалистической манеры письма, обогащенной модернизмом. Именно она помогла художнику художественно постигнуть и воплотить проблему без духовности тогдашнего искусства. В 1913 году, когда Томас Манн работал над этим небольшим произведением, в Западной Европе приобрели распространение пессимистические философские теории, которые основывались на иррационализме, мистике, волюнтаризме. Считалось, что земная цивилизация вступила в свою «сумеречные поры», что ее ждет всемирный хаос, который человеческую жизнь ничего не достойное, оно подчинено слепым проявлениям какой-то воли, преисполненное страданий и мучений. Под влиянием общего кризиса в обществе и этих теорий искусство разрывало связи с классической традицией, теряло свое гражданское звучание, охладевало к человеку. На границе столетий большой немецкий писатель, ощущая упадок искусства, как настоящий гуманист предостерегает человечество беречь свою духовность, не поклоняться фальшивым богам.

В защиту искусства, порождаемого чувством и жизнью, Т. Манн выступает и в новелле «Смерть в Венеции» (1913). Главный ее герой – стареющий писатель Густав Ашенбах. Автор не случайно сравнивает процесс литературного труда Ашенбаха с работой «продуцирующего механизма»: его книги холодны, они – результат «постоянных усилий», а не естественное порождение подлинного таланта, согретого любовью к людям. «Внутренняя опустошенность» и «биологический распад», фальшь и «разрушительная тоска» – суть как личности Ашенбаха, так и его творчества, глубоко декадентского по своему содержанию. Во всей полноте эти черты проявляются в истории роковой страсти Ашенбаха к юному Тадзио. Важно понять, что эта любовь стала не причиной смерти, а лишь последней вехой на пути писателя к ней. Поражение же Ашенбаха – это поражение не искусства вообще, а только того искусства, которое представляет он, – лишенного человечности, исполненного «лжи и шутовства», толкающего «к бездне».

В ряду образов, создающих символическую структуру новеллы, ключевыми являются образы незнакомца, внушившего писателю сильное, «как приступ лихорадки», желание путешествовать; мрачного гондольера с похожим на гроб черным суденышком; певца-скомороха, пахнущего карболкой. Впечатление символичности, даже демоничности этих фигур усиливается благодаря тому, что все они наделены повествователем абсолютно одинаковой внешностью. В чем-то эти персонажи предвосхищают второе «я» Адриана Левер-кюна в «Докторе Фаустусе» – чёрта.

Существен вопрос о том, какие реальные лица и социально-философские теории оказались включенными в художественный мир новеллы. Безусловно, в ней, как и в других произведениях Т. Манна, нашли воплощение некоторые идеи Шопенгауэра и Ницше. Относительно же прототипа главного героя Т. Манн в 1921 г. сообщает в одном из писем, что «своему охваченному вакханалией распада герою» он дал имя и внешность музыканта Густава Малера, о смерти которого узнал в 1911 г. во время путешествия в Венецию. Но, очевидно, образ Густава Ашенбаха имеет характер обобщенно-собирательный.

ТЕМА- иск-во

ИДЕЯ-амбивалентная природа иск-ва( кот.долж.связ.иск-во и жизнь; или, иск-во , лишен. рац-го обреч. на гибель.

Проблема :столкновение взглядов пис-ля с реальн. жизнью. 

Новеллистическая триада. 

Располож. в след. послед-ти: Тристан, Тонио Крегер, Смерть в Венеции.

1)их объедин. проблема бытия худож-ка, пробл. одиноч-ва творч-ва личности, нераздел. любви;

2) жизнен. проблемы сталкиваются с красотой;

3) также объед-ет мотив смерти, болезни; автобиографизм (н-р, о ром.Ашенб в "Смерть в Вен", черты отца в "Тон.Кр")

4)жизнь,иск-во, буржуазность, красота, дей-ть, мечта в больш. буржуаз. общ-ве имеет соц.корни. Всё противоречиво и в то же время связано. Этим объед-ся ирония новелл, кот. дает возмож-ть изобраз. пробл. судьбы, худож-ка;

5) элем-ты натурализма ("Трист" - теч-е болезни; "Смерть в В"- опис-е эпидемии; в "Т.Кр."- разговоры о том, как среда влияет на чел-ка; достиж-я наслед-ти и генетики)

6) отсылки к Ницше и Шопенг. Эстетизация смерти. Ш. говорил о смерти как о гении. Ему принадлежит идея вдохновен.страсти. Ницше писал о болезни как о неизбеж. элем-те в личност. стр-ре гения. Также Н. принадлеж.идея кризиса культуры.

7)одна и та же антитеза, противоречия в жизни одни и те же.

-действит-ть и общ-во ; -талант, дух, ик-во

-здоровая ,нормальн.жизнь; -болезнь - душев.тонкость, одухотвор-ть

-бюргер; -художник

-этика; -эстетика

-жизнь; -смерть

Различия, противоп-я трех новелл. 

Если в "Трист" противоп-е худож-ка и бюргер, то в "Т.Кр." -сопоставл-е.

Жизнен.цикл заключ. в этих новеллах. У "Трист" много романтич-го. "Трист" -обр. худож-ка на стадии формирования. "Т.Кр." -образ худ-ка на стадии исканий.Ашенбах в "См. в Вен"- худож-к сложившийся, со своим стилем, статусом, амплуа. Кульмин-ей для всех 3-ех новелл стан-ся образ Т.Кр. Из этого мож.сдел.вывод, что Т.Кр. -сам.цельн. персонаж, несмотря на то, что продолж.свои жизнен. поиски. Тон.Кр. умеет найти тонк. грань, на кот. он и себя примет и будет чув-ть комфортно в общ-ве "белокурых". Он испыт. чув-ва взросл.чел-ка. В этих 3ех новеллах представл. 3 модели налажив-я отнош. с общ-вом. В 1ой модели налаж-ся отнош. с общ-вом и получ. по заслугам. Др. модель худож-ка, кот. пыт-ся выйти на диалог. Он прих-т к внутрен. консенсусу( балансу). В итоге Тонио вознагражд. тем, что в его жизни есть Елизавета. В "Трист" - Трист.и Габриэла на разн.ур-нях мировоззренческ.ступеней. В "Т.Кр." мы видим сам. гармонич.пару, у него есть чел-к тех же взглядов(Елизавета) В "См.в Вен"- аморальн.пара - мужч.в возр-те и мальчик.


24.01.2019; 22:57
хиты: 3024
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь