Александр Иванович Куприн биография
Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.
1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.
Обучение и начало творческого пути
В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889).
С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».
Расцвет творчества
Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александ Иванович познакомился с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким.
Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.
Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет»(1910).
Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.
Эмиграция и последние годы жизни
Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию. Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная».
После тяжелой болезни Куприн умирает 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева.
Антикапиталистическая направленность. Завод сравнивается с городом – метонимия, подразумевается капитализм, нездоровая буржуазная действительность. Квашнин олицетворяет капитал (персонификация), ему поклоняются как идолу. При описании дочерей нет развернутых характеристик, описывает иронично на грани сатиры.
В основу повести легли впечатления, полученные писателем во время поездки весной и летом 1896 года по Донбассу, где он знакомится с рельсопрокатными и сталелитейными промышленными предприятиями. Куприн поступил работать на один из заводов Донбасского бассейна заведующим учета кузницы и столярной мастерской на заводе в Волынцеве. Впечатления, полученные Куприным в ходе работы на заводе, писатель отразил в очерках: « Юзовский завод», « Рельсопрокатный завод».
В повести «Молох» (1896) отразились наблюдения писателя за становлением капитализма на Юге России; впервые в русской литературе изображение капиталистических изменений достигло такой степени обобщения.
Молох – бог огня и войны в религии древних финикийцев, для умилостивления которого сжигали детей. В повести под Молохом Куприн подразумевает гигантское промышленное предприятие, работа на котором трудна, опасна, и вытягивает из человека жизнь, и в целом новый буржуазный уклад жизни, пожирающий обычного человека. В повести есть и прямые сравнения одного из героев, крупного дельца Квашнина, с Молохом, с идолом, божеством.
Молох – это одно из самых кровавых и страшных языческих божеств. Его идол выглядел как медная голова быка с высунутым языком. Жертвы – младенцев – клали на этот язык и поджаривали. Параллели между языческим Молохом и заводом проходят через всю повесть. Это и образ огня (кровавые отсветы, в которых Бобров видит рабочих, огонь плавильных печей на фабрике), и тот факт, что каждый день завод уничтожает по нескольку человеческих жизней.
Конкретным воплощением Молоха в повести является крупный буржуазный делец Квашнин. Это ловкий пройдоха, который обманывает других акционеров и не брезгает никакими средствами для того, чтоб нажить миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли деятеля
и вождя буржуазного класса. «Мы соль земли», «нам принадлежит будущее»,- провозглашает этот грузный, рыжий человек, похожий на «японского идола грубой работы». Самоуверенность Квашнина, а главное - принадлежащие ему деньги, наэлектризовывают окружающую провинциальную среду: и пошляка инженера Свежевского, и директора акционерного общества Шелковникова, и обывательскую семью Зиненко. Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным. Предметом отвратительной сделки с этим дельцом становится невеста Боброва - Нина Зиненко.
Главный герой, инженер Бобров, - типично купринский (1-го типа): он мягок, интеллигентен, гуманен, но это слабый человек, который ничего не может изменить ни в своей судьбе, ни в жизни окружающих. Двойственен и его портрет: внешность Боброва невзрачная, незаметная, но красота его внутреннего мира выражается в прекрасной улыбке. Этот человек находится в постоянном противоречии с окружающим миром и переживает это очень остро. Бобров возмущен порядками на заводе и той пошлостью, которая его окружает в жизни, но, как человек слабый, изменить ничего не может. С чем-то он мирится, часто, чтобы убежать от страшной реальности, употребляет морфий. Он, пишет Куприн, «сам себя сравнивал в этом отношении с человеком, с которого содрали кожу». Бобров сравнивает капиталистический прогресс, создающий фабрики и заводы, порождающий беззастенчивых и жестоких дельцов, с чудовищем, кровожадным идолом-Молохом, требующим человеческих жертвоприношений. Бобров ненавидит свою работу, он невольно чувствует себя убийцей, ибо из 30 тыс. трудящихся на заводе рабочих ежегодно погибает 180 человек и большинство рабочих не доживают до 45 лет.
Противоположность Боброва – доктор Гольдберг, человек, который знает, что и зачем он делает (надо лечить больных – и он лечит). В его беседах с Бобровым определяется сущность капитализма: с одной стороны, завод дает людям работу, а с другой – отнимает у них здоровье и даже жизнь.
В суждениях Боброва сказывается известная непоследовательность авторской идейной позиции. Порою он склонен в отчаянии отрицать технический прогресс и цивилизацию вообще и, осуждая современные нравы, противопоставлять им патриархальное старое время. Но главное в повести - прогрессивная критика буржуазной эксплуатации, защита свободы и достоинства человеческой личности.
Значение повести не исчерпывается трагедией Боброва. Новое в ней связано с вниманием Куприна к классовому конфликту, к завтрашним судьбам народа, со стремлением писателя отразить первые серьезные выступления тружеников фабрик и заводов против угнетателей, открытые протесты и бунты, имевшие место в русской действительности 90-х годов. Если в начале повести, особенно в сцене молебна по случаю закладки новой домны, писатель подчеркивает смирение, трогательную покорность заводских рабочих, опасность их тяжкого труда, то постепенно перед глазами Боброва разворачиваются иные сцены, в которых проявляется возмущение и протест тружеников против бесчеловечного гнета (например, эпизод столкновения Квашнина с женщинами-работницами). Повесть кончается отрывочными сценами и беглыми репликами, из которых читатель узнает о стихийном бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими.