пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Русская лит-ра 2/3 20 в.
» Теория языка
» Синтаксис 2
» Языкознание
» Морфология. Служебные ч.р.
» Психология
» Фонетика
» Психология управления
» Анатомия,физиология и гигиена
» Возрастная психология
» Русская литература 2/3 19 в.
» Лексикология
» Русская литература 1/3 19 в.
» НСЯ
» Детская литература
» ОМЗ
» Педагогическая психология
» Словообразование
» Социальная психология
» Русская литература 3/3 19 в.
» Руссская лит-ра рубежа веков 19-20
» Зарубежная лит-ра рубежа веков 19-20
» Краеведение
» Синтаксис
» Русская литература 20 в.

Особенности лирики Н.С. Гумилева. Периодизация. Основные особенности лирики. Цикл «Огненный столп» как вершина творчества Н.С. Гумилева. Время и история в стихотворении Гумилева «Заблудившийся трамвай» (стихотворения наизусть).

Особенности поэзии Н.С. Гумилева

По воспоминаниям Ахматовой на протяжении многих лет поэзия Гумилева питалась одними и теми же источниками. И с каждым годом и новым этапом творчества они углублялись.

1. «Поэт-рыцарь».

Стремление воссоздавать людей мужественного склада. Главный герой – это одинокий, гордый, преодолевающий любые препятствия конквистадор. В поэзии Гумилева лирический герой все завоевывает в битве огневой и даже кровавой. Так возникает доминантный образ поэзии – конквистадор.

Конквистадор

Прямое значение: Значение в творчестве Гумилева:

рыцарь-завоеватель поэт, который в поэзии делает то же

XV-XVI веков самое, что и конквистадор в прямом

Южной и Центральной Америки, значении.

открыватель новых земель.

Их объединяет одна и та же миссия – ведут за собой людей, «открывают новые земли».

2. Ролевая поэзия, ролевая лирика.

Гумилев постоянно пытается разыграть из себя другого человека, мистифицировать читателя. Он то конквистадор, то путник, то путешественник, то воин, то географ, то маг («Я – конквистадор в панцире железном», «Капитаны», «Сонет»).

3. Лирический герой поэзии Гумилева блуждает по миру в поисках истины, духовно-поэтической вершины.

«Я с нею буду биться до конца

И, может быть, рукою мертвеца

Я лилию добуду голубую». («Сонет»).

Голубая лилия – это инвариант мистического голубого цветка немецких романтиков (Новалис). Под голубым цветком понималась душа мира и женственное начало.

Помимо этого голубая лилия Гумилева отсылает нас к «Песне песней» из Библии, где лилия сравнивается с мужским и женским началом. Лилия – это жених и невеста, соединенные вечной, немеркнущей любовью.

У Гумилева появляется нюанс в трактовке этого образа – это поэтическая истина, миссия или роль поэта в мире, это миссия первооткрывателя, а цель – обретение земного рая, т.е. царства поэзии.

4. Романтичность и сказочность пейзажей.

Возникает живой пейзаж за счет эпитетов и сравнений: изгибы зеленых морей, жемчужные и базальтовые скалы, клочья пены, соль морей и т.д. («Капитаны»).

5. Место действия – экзотические места: Дальний Восток, Африка, Египет.

«Попугай», «Жираф», «На озере Чад», «Над тростником медлительного Нила».

Экзотические континенты влекут Гумилева мифологией, фольклором, яркой, буйной растительностью, необычными животными. Африка постепенно превращается в рай, лишенный урбанизации и населенный гармонией. Возникает особый портрет животного, который воспринимается через призму природных явлений: «Послушай: далеко, далеко, на озере Чад / Изысканный бродит жираф…».

6. Диалогичность, зашифрованность адресата, отсутствие телесного облика собеседника.

«О тебе», «Жираф», «Однажды вечером».

7. Жанр баллады и сонета.

Балладный жанр предполагает наличие диалога. Диалог всегда перерастает в монологическую речь, т.к. поэт обращается к безмолвной собеседнице и у него всегда энергично звучат последние строки.

8. Соединение времени и пространства.

«Заблудившийся трамвай» (Нил, Сена, Нева).

Соединение нескольких времен в едином миге и совмещение пространств будущего и настоящего, все в одной точке, идея прапамяти.

9. Большое количество антиномий: любовь – смерть; явь – сновидение; обыденность – героика. Это семантический каркас его произведений.

«Сонет», «Осенняя любовь».

10. Отточенность, филигранность формы и предметность.

Опредмечивание абстрактных понятий.

«Пусть будет стих твой гибок, но упруг,

Как тополь зеленеющей долины,

Как грудь земли, куда вонзился плуг,

Как девушка, не знавшая мужчины». («Поэту»).

11. Его лирика не психологична.

Отсутствие углубленного изображения душевных переживаний.

Периодизация творчества

В творчестве Н.С. Гумилева можно выделить 3 периода:

1. 1905-1910 гг.

Сборники: «Путь Конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга».

Это ученический подражательный период. Это в основном символистская лирика. Особое влияние на Гумилева оказывают символисты Брюсов, Анненский, Иванов. Несмотря на ученичество, чувствуется особый стиль поэзии Гумилева, который стремится

усовершенствовать, развить технику своих предшественников. Здесь же возникает интерес к экзотике и романтизации путешествия.

2. 1911-1914 гг.

Сборник «Чужое небо».

Гумилев стремится создавать стихи, применяя акмеистическую экзотику.

3. 1916-1921 гг.

Сборники: «Колчан», «Костер», «Шатер», «Огненный столп».

Это итоговый период творчества Гумилева. В данных сборниках проявляются индивидуальные черты.

Сборник «Огненный столп» (1921)

Это вершина творчества Гумилева, посвящен второй жене.

Заглавие сборника многозначно:

1. «Огненный столп» - это путеводная звезда, «Ветхий завет». Поэзия Гумилева – это «огненный столп», который указывает жизненный путь.

2. «Огненный столп» - приход Апокалипсиса в «Новом завете».

В сборник входит 20 стихотворений.

Основная тема – тема поэта и поэзии.

Открывается сборник стихотворением «Память» (1921 г.), которое имеет несколько биографических и символических пластов.

В 3 строфе биографический пласт, описание поэта-провидца: «… колдовской ребенок, / Словом останавливавший дождь».

7 строфа – тоже биографический пласт, описание лирического героя: «Я люблю избранника свободы».

13 строфа – это акмеистическое понимание поэзии: «Я угрюмый и упрямый зодчий».

14 строфа – библейский пласт. В ней описаны изменения, произошедшие в стране, и желание возникновения нового царства поэзии. «Стены Нового Иерусалима» – новая поэзия, которую он ждет.

Стихотворение имеет кольцевую композицию.

В стихотворении «Слово» (1921 г.) вновь возникает тема поэта и поэзии, божественное и религиозное предназначение каждого поэта. Неутешительный итог того, что стало с поэзией в России заявлен в последней строфе: «И, как пчелы в улье опустелом, / Дурно пахнут мертвые слова».


20.12.2019; 11:27
хиты: 2421
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь