Незнакомка
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
24 апреля 1906
НА поле Куликовом
Часть 1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Часть 2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Часть 3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуно’чи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Часть 4
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали’…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
Часть 5
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
Россия
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
- В своем творчестве А.Блок отразил существенные черты бурной,переломной эпохи XIX века. Отблеск русской революции лежит на его стихотворениях. - Всю лирику объединил в группы-книги. В центре каждой книги свой доминирующий образ. 1-ая книга: образы Прекрасной Дамы и Вечной Женственности. 2-ая книга: образы Города, Музыки, Метели. 3-я книга: образ России. - Основа ”Стихов о Прекрасной Даме” - идея Софии философа Соловьева, идея вечной женственности. Лирический герой цикла(юноша, отрок, рыцарь) ожидает схождения в мир вечной женственности. - Блок-символист. В его поэтике конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. - Противоречие(антитеза)- фундамент образа мира раннего Блока. Блок отодвигает современность, рассказывает о разрыве мира, растворенного в вечности. - Бесконечная череда повторов усиливает звучание, монотонное звучание сквозной мысли. - Ранний Блок использует ”стертую”, банально рифму (”ты-черты”, ”тебя-любя”), заново раскрывая ее богатые смысловые возможности. - Поздний Блок использует сложные, богатые рифмы. - Желтый цвет в его поэтике представлен как символ сгущающегося темного света, символ ужаса, царящего в мире. Этот цвет даже не желтый, а ”жолтый”. Поэт сознательно делает его таким. - Блок создал особый тип лирической поэзии, проникнутой острым чувством истории и действительности. Его стиль- не разрушение традиционных форм, а свободное сочетание элементов разных стилей: от романсо-элегического до куплетно-частушечного. - Тончайшие музыкальные ритмы его стихов волнуют, тревожат, воодушевляют.
Анализ стихи о прекрасной даме
Название цикла Блоку предложил В. Брюсов. В него вошли лучшие стихотворения 1901 — 1902 годов, посвящённые Л.Д. Менделеевой. О композиции сборника поэт писал: «...“однострунность” души позволила мне расположить все стихотворения первой книги в строго хронологическом порядке; здесь главы определяются годами, в следующих книгах — понятиями...» Эта книга — наиболее яркое явление «младшего символизма» в русской литературе, но вместе с тем это лирика, вобравшая в себя мировые и русские поэтические традиции, опыт Тютчева, Фета, Полонского. В дневнике Блок записал, что стихи — это молитва, а поэт — это апостол, слагающий их в «божественном экстазе», а вдохновение сродни вере. Три облика лирической героини отмечают исследователи этого цикла: космический — Душа Мира; религиозный — Царица Небесная; бытовой — нежная, но немного надменная девушка. Стихотворения раскрывают взаимоотношения с подругой, невестой, женой, в которой поэт увидел воплощение Вечной Женственности, христианский символ: «Я в лучах твоей туманности / Понял юного Христа». Появляются образы храмов, соборов, церковных врат. Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.
«Вхожу я в тёмные храмы...», 1902 Земной мир и символический тесно переплетены. Звуки и голоса едва слышны, приглушены, таинственны. Господствует белый цвет — основной в образе героини. Но разве мог не узнать я Белый речной цветок, И эти бледные платья, И странный, белый намёк? «Тебя скрывали туманы...», 1902 Настроение лирического героя переменчиво — надежды и сомнения, любовь и предвидение гибели Прекрасной Дамы. Появляется тема рыцарского служения даме сердца. Лирический герой подчёркивает своё ничтожество перед её «глубинами», называя себя «тварью дрожащей». Не только к неземной любви стремится он, но и к земной, реальной женщине: «Я и молод, и свеж, и влюблён, / Я в тревоге, в тоске и в мольбе, / Зеленею, таинственный клён, / Неизменно склонённый к тебе...» Встреча героев реальна, образный ряд конкретен. Словно средневековый рыцарь, поэт создаёт «молитвенник любви» — книгу, которую всегда считал лучшей. В «Стихах о Прекрасной Даме», по словам Брюсова, «как бы совсем нет ничего реального», — переживания перенесены в идеальный мир. Жизнь «мучит» поэта, земля для него — «пустынна», он себя чувствует в «старинной келье», на таинственном «царственном пути»; впереди «огнистый столп», свои мечты он определяет как «сны раздумий небывалых», «как священный сон», и его заветные мольбы сводятся к одному: да исчезнет «мысль о теле», «воскресни дух, а плоть усни!».
Для героя она – божество, которому он поклоняется, хотя видит ее только издалека или вечером «на закате». Каждая встреча с ней – радостное и долгожданное событие. То она одета в «серебристый мех», то в «белое платье», уходит «в темные ворота». Эти черты реальной женщины вдруг исчезают, и поэт видит уже мистический образ «Девы Радужных Ворот», называет ее «Ясной», «Непостижимой». С самим героем происходит то же самое. То он «молод, и свеж, и влюблен», то представляет себя иноком, зажигающим свечи перед алтарем в Храме Девы, то ее рыцарем. Перед нами и живые герои, и напряженная работа их душ, способных глубоко и сильно чувствовать. Драматическое ожидание прихода Прекрасной Дамы вызвано сомнениями героя. Он чувствует себя недостойным Ее. Блок противопоставляет земное и небесное, физическое и духовное. Лирический герой страстно жаждет прихода Прекрасной Дамы, но он – земной человек, со слабостями и недостатками, живет по земным законам. Сможет ли он начать жить по законам любви, истины и красоты? Герой зовет свет и божество, но выдержит ли он? Герой всей душой стремится к свету, но находится пока во тьме. Отсюда одной из центральных тем цикла является тема пути к свету. Герой повторяет «Приди!», обращаясь к Прекрасной Даме. Ее образ – это воплощенная тайна, которую она может открыть людям. Трезво оценивая состояние человеческих устремлений, поэт не надеялся на скорые перемены в душах людей, поэтому он пишет: «Ты далека, как прежде, так и ныне…» Блок, используя символы, пытался сказать читателям, что если люди не пойдут по пути добра, любви и справедливости, то их ждет вселенская катастрофа. Но все же его герой верит, что когда-нибудь жизнь изменится к лучшему: «Но верю, ты взойдешь»; «Ты откроешь Лучезарный Лик». Свои личные переживания Блок использовал и преобразовывал в творчестве. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» следует рассматривать как любовную и пейзажную лирику,
как мистико-философскую повесть о пути поэта к Софии, то есть к мудрости, и о пути мира к духовному Преображению.
А. А. Блок — замечательный русский поэт. Он начинал свою литературную деятельность, как поэт, отрешенный от жизни, со своими мечтами и иллюзиями. Но со временем, пройдя все жизненные преграды и переживания, Блок стал действительно великим национальным поэтом, переживающим за судьбу не только русского народа, но и всей России в целом. Поэт пришел в литературу в очень сложное и противоречивое время на изломе истории и сумел отразить все перипетии того непростого времени. В своем творчестве Блок уже старается отойти от мистицизма и символизма, который был свойственен его ранним стихотворениям. Так постепенно в его поэзии стали появляться объективная действительность и реальные картины жизни со своими радостями и печалями, заботами и тревогами. Именно в этом плане в творчестве Блока особое место занимает стихотворный цикл «На поле Куликовом»: Я — не первый воин, не последний, Долго будет Родина больна Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена! Сам поэт тяжело переживал поражение первой русской революции, но он все-таки верит в наступлении хорошего будущего. Блок верил, что эта «случайная победа» противников народа временная, и когда-нибудь придет момент великих перемен. В стихотворном цикле «На поле Куликовом» основной темой является тема родины. Поэт сильно заинтересован в истории России. В стихотворении «На поле Куликовом», которое было написано в 1908 году, поэт воспевает славные победы нашей страны. Еще до Блока к этой теме не раз обращались такие великие писатели, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев и Н. А. Некрасов. Поэт продолжает эти традиции. Обращаясь к истории русской земли, он ищет аналогии с современной ему действительности. Ответы на все волнующие, тревожащие его вопросы Блок и находит в героической истории России. Широко писатель излагает свои раздумья и мысли о судьбе страны. Здесь одновременно сливаются в одно и гордость, и скорбь, и предчувствие важных и великих перемен, событий, которых с радостью ожидает вся Россия: О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь... Весь стихотворный цикл «На поле Куликовом» пронизан духом патриотизма. Блок в своих стихотворениях раскрыл один из самых трагических и драматических периодов в истории России. За всю историю нашей страны не раз бывали периоды тяжелых испытаний, но из них Россия с честью выходила: И вечный бой! Покой нам только снится. Сквозь кровь и пыль Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль. И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Да действительно стоит гордиться за великое прошлое нашей России, а главное необходимо
стремиться к лучшему будущему. Сам Блок так писал о сложившейся ситуации в стране: «России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому великой». Россия должна была выстоять в этой борьбе, и она это сделала, она победила: Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... Закат в крови! Из сердца: кровь струится! Плачь, сердце, плачь... Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! Поэтический цикл Блока «На поле Куликовом» — это как некое напоминание о подвиге, который когда-то был воплощен в борьбе света с тьмой. Основная цель этой борьбы было преодоление темного хауса ради освобождения и счастья нашей родины. В самом цикле «На поле Куликовом» поэт сумел объединить и напряженное чувство, беспокойство за судьбу России и широту глубоких, мягких раздумий, которые как бы растворяются в голосе самой истории страны. В 1912 году в первом собрании своих стихотворений Блок писал: «"Куликовская битва" принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Для писателя значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не военным или политическим, а именно духовным. Блок верит в будущее России и в будущее русского народа, и это главная тема в цикле «На поле Куликовом». Эти стихи Блока соединяют в себе как образы родины, так и образы любимой (Жены,- Невесты). Поэт, чувствуя оттенки и нюансы языка, смог четко и верно описать образ родины, как жены, влюбленной и прекрасной женщины. Именно образ горячо любимой родины, становиться главным в его стихотворениях: Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной, В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы — ночной и зарубежной — Я не боюсь. Для более наглядного описания тех событий в своем цикле Блок использует картины природы. Поэт прекрасно понимает, что жизнь людей и жизнь природы связаны крепкими узами и являются единым целым. Сам пейзаж в стихах цикла «На поле Куликовом» очень разнообразен и имеет различные оттенки. Читая стихи поэта, мы можем увидеть и желтую глину обрыва, и степной простор, широкие и тихие пожары, кобылицу, мнущую ковыль, клики лебедей, зловещий и темный Дон, горючий белый камень. Сами стихи, пейзаж и краски цикла «На поле Куликовом» соответствуют духу того сложного и противоречивого времени. Даже природные явления у А. А. Блока окрашиваются в трагические кровавые цвета:
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится; Плачь, сердце, плачь...
Но порой этот же пейзаж у Блока приобретает более однообразный и спокойный характер. Здесь уже нет красочных и ярких красок, все абсолютно ровно, безгранично, спокойно. И даже, кажется, что так будет всегда и не что не измениться. Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога... Блок в своем творчестве пытался донести до людей важнейшие понятия в жизни, он стремился изменить мир к лучшему, сделать его добрее и красивее. Он умел через стихи выражать свои чувства, он отдавал всего себя людям. Вера в светлое будущее, стремление сделать все для этого будущего, преданность России — вот те самые главные и основные черты, которые были свойственны Блоку-поэту.