С темой войны связана и наполеоновская тема. «Маленькие» наполеоны в центре «маленьких» войн. Это люди, которым недоступна нравственная оценка своих поступков. «Вы не можете понять, что кроме ваше удовольствия есть счастье и спокойствие других людей, что вы губите целую жизнь из-за того, что вам хочется веселиться». В «больших» войнах (исторических), главным становится Наполеон. Л.Н. Толстой считает Наполеона игрушкой в руках судьбы, он постоянно играет роль. Автор иронизирует как над внешностью, так и над поступками своего героя. У Наполеона круглое лицо, круглый живот, белые лосины, обтянутые толстые ляжки, короткие ноги, его духовную немощность раскрывает повтор слова «маленький». Однако в отношении к Наполеону автор не слеп. В 1805 году он предстает как искусный полководец, получивший донесение о капитуляции русских и он сразу рассчитал план Кутузова. Наутро начался для Наполеона торжественный день, он знал, что Аустерлицкое сражение будет выиграно. 13 июня 180 года автор рассказывает о Наполеона, сравнивая его с Александром. Наполеон, покинув Дрезден, окружен ореолом славы. Разбивая палатки перед Москвой, он вывешивает портрет сына. Данный портрет является аллегорией величественной славы, которой добьется для своих потомков (сына), а еще этот жест связан с тем, чтобы не мешать армии видеть сына и наследника государя. Толстой изображает игрока, который ставит на кон человеческие жизни.
В финале произведение Наполеон «желтый, опухший, с красным носом» сидит на складном стульчике, не поднимая тяжелых глаз, и слушает звуки пальбы. На короткий момент человеческое взяло вверх. Ему не нужно было уже ни славы, ни Мо Москвы, а лишь хорошего доктора. По мнению Толстого, нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
На противоположном полюсе от Наполеона находится Кутузов. Демократический, простой, идеальный, скромный, мудрый. Все действия Кутузова Толстым оправданы. Его инертность – это вызов тем общественным деятелям, которые вообразили себя великими. Только кажется, что Кутузов спит на совете в Филях, на это умышленная поза. Кутузов велик как полководец, автор называет его гениальным, а гениальность он видит в умении прислушиваться к воли большинства (Утопия). Кутузов уверен, что война – это не народ, что цель любых сражений – сохранить жизни людей. Особенно отношение у Кутузова с солдатами, который не позволяет себе с ними вольности и сам он псих точно чувствует людей. Он действует иначе, чем Наполеон. Показательны выбор и позиции Кутузова в сражениях, он не в штабе, не на коде, он в пекле событий. Всегда направляет действия в нужное русло. Вместе с солдатами перед Бородинским сражением поклоняется чудотворной иконе. Обращается с солдатами как с равными. Данный образ является ответом Толстого на размышления Гегеля о выдающейся личности. Гегель считал, что истор личности определяют судьбы народов и государств и потому они трагичные одиночки,
опережающие время, а у Толстого не истор личность, а народная жизнь является важным и призывает великого прислушиваться к мнению большинства.
Вторая часть заглавия – мир, особое внимание автор уделяет миру на войне, солдаты едины, они поют песни. Мир в батареи Тушина, мир в Денисовском отряде. Мир – жизнь народа, выполняющих ежедневные обязанности перед семьей, государством, коллегами по работе. Мир – крестьянский сход. Мир – это вздор и путаница будничных интересов. В миру запутались Николай Ростов, Андрей Болконский. Мир – это духовное движение положительных героев Толстого. Мир – весь свет, вселенная. Мир – объединение людей.