В 1852 году ЛНТ задумал трилогию о 4 порах развития человеческой личности. В унисон всей мировой литературе автор хотел рассказать об истории ребенка, но не могу писать о сироте и сам себя сиротой не считал, поэтому главным образом стал «барчонок».
Размышляя о произведении, он решил в нем дать ответы, которые волнуют умы людей. Если дурные общества порождают новых и новых дурных люде, то где же выход? Где искать источники высших человеческий чувств и устремлений? Автор, отвечая на эти вопросы, приходит к выводу, что все это можно найти в детстве.
Жанр произведения тоже уникален: в нем исповедальные дневниковые записи. Повествование ведется от первого лица. Читатель видит мир глазами ребенка. Он четко улавливает возрастные особенности Николеньки Иртеньева и сравнивает свою книгу с исповедью Руссо и «Капитанской дочкой».
Первоначально роман назывался «История детства», а Некрасов перечитав трилогию внес свои коррективы и назвал роман «История моего детства». Возмущенный ЛНТ напишет: «К чему слово «моего»? Важна не частная жизнь барчука Николеньки Иртеньева, а детство вообще как этап в развитии человека. Я хотел изобразить пробуждение человеческой души».
Особенностью сюжета является душевное движение. Оно важнее всех происходящих событий. 10-летний Николенька – главный герой. ЛНТ удалось вспомнить себя 10-летним ребенком, но не все описанные события автобиографичны.
Психологи, проанализировав произведение Толстого уверяют, что он с точностью воспроизводит все возрастные особенности:
1. Чувство обостренной несправедливости
С подобным чувством автор постоянно встречается, знакомясь с главным героем, который носит имя старшего брата Толстого. Ярким примером служит пробуждение и обида на Карла Ивановича.
2. Способность легко восстанавливать гармонию
После обиды на Карла Ивановича, почувствовав любовь к себе Николенька ему все простил.
3. Непосредственность нравственного чувства
Очень мечтателен главный герой: мечтает жениться на красавице, стать музыкантом, вызволить родных Карла Ивановича из Саксонии.
4. Неумение долго заниматься одним делом, неусидчивость
Показательный пример с охотой, когда главный герой не может вынести долгого ожидания зайца, наслаждаясь природой, он его упускает.
5. Анализ мира взрослых и самоанализ
Дети в этом возрасте способны без раздумий и рефлексий любить родителей. Николенька отмечает, что у матери «карие глаза, которые выражают доброту и любовь, на шее родинка, сухая рука… когда мама улыбалась, ее хорошенькое личико делалось значительно лучше…», «если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть ее лицо, я бы не знал, что такое горе», «любовь к ней и любовь к богу так чудесно слились во мне». Николенька чувствует, что отношения между мамой и папой очень сложные. Отец имел неуловимых характер, всегда красив, статен, аккуратен, со странной походкой – у него маленькие шажки, как будто играет роль и не выходит из нее. В жизни отца было две страсти: карты и женщины. Постоянно слышит осуждение матери
от бабушки. Бабушка не понимает доверия матери, родители ребенка слишком разные. Взрослый мир постоянно искушает детей. Николеньке сложно понять его: он не доверяет отцу, любит мать. Приезжая в Москву к бабушке Николенька замечает фальшь светского общества: все не живут, а играют. На дне рождении бабушки Николенька написал стихотворение, в котором соврал: «и любим как родную мать», ждет за это осуждения, знает, что врать нехорошо, но восторг слушателей приводит его в изумление.
Сам Николенька анализирует самого себя: ему не нравится собственная внешность, широкий лоб, маленькие губы и глазки. Он учится анализировать свои поступки, помыслы, не может простить себе то, что подсматривал за Гришей, а также в памяти его навсегда останется история с Иленькой Грапом.
6. Потребность в дружбе
Хотел дружить с красивым успешным Сережей Ивиным.
Итак, ЛНТ пытался показать душу ребенка, которая сравнима с чистой доской, но на ней есть уже темные пятна, которые с возрастом могут разрастись и заполнить светлое пространство души – амбивалентность человеческой жизни.
Николенька называет подобные явления «черными пятнами своей биографии», резюмируя: «странно, отчего когда я был ребенком, так хотелось быть похожим на взрослого, а когда перестал, хочу быть похожим на ребенка».
Финалом «Детства» стала смерть матери, где перед гробом он поймал себя на мысли, что общество живет в нем, поскольку все переживания, кроме переживаний Натальи Савичны искусственны.
В «Отрочестве» мы знакомимся с новым взглядом на мир, утрачивается способность восстанавливать гармонию. Отрицательные эмоции намного сильнее в отроке, он слишком сосредоточен на своих чувствах. Однако, сохраняется потребность в дружбе.
После окончания трилогии автор делает вывод: назначение человека – стремление к нравственному совершенствованию. Толстой доказал, что это нелегко, но необходимо.