Социальные установки являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Причем, с одной стороны, сами установки формируются под воздействием социума, с другой - они влияют на социум, определяя отношение к нему людей. Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки.
Установка личности – постоянная тенденция чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к предмету, личности, ситуации. Выделяются компоненты установки: эмоциональный – включает чувства людей относительно объекта (организации, других людей); информационный – включает убеждение или информацию, которую индивид имеет относительно объекта; поведенческий – определяет склонность человека вести себя определенным образом по отношению к объекту.
Человек вне общества существовать не может. Будучи частью социума, он должен принимать правила социума и следовать им. В частности, люди ежедневно сталкиваются со стереотипами - упрощенными представлениями о явлении или объекте. Термин "социальный стереотип" был введен в обращение У. Липпманом. С тех пор данному словосочетанию было дано множество определений, в зависимости от специализации и направления деятельности автора. Обобщить исследования различных авторов в данной области удалось Тэшфелу. Он сформулировал такие выводы: человеку свойственно стереотипное мышление, он с готовностью дает простые пристрастные характеристики определенным группам людей; категоризация позволяет сохранять стабильную социально-политическую ситуацию на протяжении длительного временного промежутка; стереотипы могут изменяться вместе с политической и экономической ситуацией, но это происходит крайне редко, как правило, достаточно болезненно и медленно; стереотипы проявляются наиболее отчетливо в моменты вражды между определенными группами; стереотипы усваиваются и принимаются людьми еще в раннем детстве, когда начинается процесс формирования личности.
По исследованию Уолтера Липпмана все стереотипы обладают четырьмя признаками:
они схематичны, не отображают реальность в полном объеме;
они ложны, не дают действительного представления о человеке или объекте;
они живучи, для разрушения стереотипа требуется время;
они редко воссоздаются одним человеком, это обычно плод работы общества в целом.
Виды стереотипов
Автостереотип – это представление человека о самом себе, а гетеростереотип – мнение о большой группе людей, о национальности или расе. Гетеростереотипы могут меняться в разных социальных группах. Некоторые народы могут считать чрезмерную экономию расчетливостью или бережливостью, а для других это станет проявлением жадности.
Индивидуальные стереотипы относятся только к одному человеку. Они могут быть получены вследствие негативного или положительного опыта. Социальные стереотипы – это довольно обширная категория, сюда входят и политические, и этнические, и гендерные стереотипы, которые сопровождают общество в целом.