пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Русская лит-ра 2/3 20 в.
» Теория языка
» Синтаксис 2
» Языкознание
» Морфология. Служебные ч.р.
» Психология
» Фонетика
» Психология управления
» Анатомия,физиология и гигиена
» Возрастная психология
» Русская литература 2/3 19 в.
» Лексикология
» Русская литература 1/3 19 в.
» НСЯ
» Детская литература
» ОМЗ
» Педагогическая психология
» Словообразование
» Социальная психология
» Русская литература 3/3 19 в.
» Руссская лит-ра рубежа веков 19-20
» Зарубежная лит-ра рубежа веков 19-20
» Краеведение
» Синтаксис
» Русская литература 20 в.

11.Что показано в романе Тургенева «Отцы и дети»: конфликт между поколениями или борьба общественных групп? Докажите ваш вывод ссылкам на текст романа.

В 1860 г. Тургенев задумал новый роман с широкой вечной проблематикой «отцов и детей», непонимания поколений, но расширил свой собственный замысел, выходя за рамки семейного романа, делая его социальным. Отцовство воспринимается Тургеневым в широк.смысле. Оно предполагает любовь старшего поколения к идущей на смену молодежи, терпимость, мудрость, снисхождение. Мир так устроен, что молодость и старость должны уравновешивать друг друга. Конфликт в романе переходит рамки семейного и превращается в социальный. «Отцы и дети» - роман о борьбе мировоззрений двух политических и общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции и интеллигенции новой, революционно-демократической, разночинной.

Тургенев исторически верно нарисовал борьбу «отцов» и «детей» как отражение борьбы двух различных социальных лагерей. В период подготовки и проведения реформы 1861 года окончательно прояснились цели и задачи либералов и демокра­тов. Первые стремились внести преобразования в жизнь страны, повернуть ее на новый путь развития путем реформ сверху при сохранении существующего строя. Революционеры-демократы призывали Русь «к топору», к движению народных масс, спо­собных свергнуть все старые порядки.

Представителем новой России в романе, несомненно, является Базаров, в образе которого запечатлены черты передовых людей эпохи, судьба которых была тесно связана с жизнью народа. Тургенев указывал, что у его героя есть единомышлен­ники. В споре с Павлом Петровичем Базаров заявляет: «Нас не так мало, как вы полагаете». К лагерю «детей» относятся также Кукшина, Ситников, все же остальные, включая более молодого Аркадия и еще более молодую Катю, -- к лагерю «отцов».

Роман полон маленьких и больших столкновений между Базаровым и Павлом Петровичем, столкновений не на жизнь, а на смерть, столкновений двух враждебных классов.

Читая роман, мы ощущаем симпатии автора к главному герою. От маленьких до больших споров, начиная от споров за чайным столом и кончая дуэлью, Базаров всегда выходит победителем. Мы видим его моральное превосходство, его силу воли, связь с народом, его принципиальную убежденность.

В конце романа Базаров погибает. Смерть его случайна в ходе сюжета романа, но не случайна с точки зрения писателя. Тургенев считает, что такие люди преждевременны для России, что для Базарова еще нет настоящего дела.

Часто люди старшего поколения, мировоззрение которых формировалась в совершенно других условиях, оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и новый образ жизни.

Аркадий тянется к Базарову и всерьез считает себя его последователем. Но взгляды отца и дяди все равно гораздо ближе Аркадию.
     Герои спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство. 

Павел Петрович – дворянин, в прошлом блестящий офицер, пользовавшийся огромным успехом в обществе. Все изменила его трагическая любовь к княгине Р. После её смерти он лишился надежд на счастье и переехал к брату в Марьино, где сохранил «все привычки светского льва» и аристократические манеры, не характерные для сельской местности: чтение по-английски, привычка одеваться по последней моде, тщательный уход за внешностью и пр. Для Павла Петровича большую ценность представляют собой аристократизм, принципы и устои прошлого века, культура – то, что было ценно для предков. Евгений Базаров – абсолютная противоположность Павлу Петровичу. Он умен, образован, интересуется естественными науками; обладает жаждой деятельности, стремится совершить нечто великое за свою жизнь, способен к развитию. Но в то же время Евгений – материалист, самолюбив, высокомерен, циничен, пренебрежительно относится к людям, эгоист, безнравственен. Отрицание прошлого опыта, сведение человеческих отношений к физиологическим инстинктам, беспринципность (в соответствии с теорией нигилизма) подчеркивает минусы Базарова и усугубляет их. Все то духовное, что всегда было важно для человечества: искусство, любовь, дружба, добро, – не имеет для него никакого значения. Именно из-за различий во взглядах на мир, в ценностях, в идеях и происходят столкновения этих персонажей, а следовательно, аристократов и нигилистов.

Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить только без­нравственные и пустые люди, Базаров называет «принцип» пус­тым, нерусским словом и бесполезным понятием. Павел Петро­вич упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист же заявля­ет, что Павел Петрович заслуживает презрения. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров утверждает, что порядочный химик полезнее любого поэта.

   Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших.  Эту проблему удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим.


21.01.2018; 22:46
хиты: 1845
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь