В числе имен своих предков И. Бунин называет поэтессу начала 19 века А. П. Бунину и поэта В. А. Жуковского. Прадед его был богат и владел землями в центральных российских губерниях. Отец Бунина, Алексей Николаевич, был человеком беспечным и расточительным, в результате чего способствовал разорению семьи. Он был человеком даровитым, хотя и сложным, наполненным ощущением своего барского происхождения.
Людмила Александровна, мать Ивана Алексеевича, происходила из рода Чубаровых и была женщиной доброй, нежной, преданной семье, отличалась характером «самоотверженным».
Бунин, как сам он пишет, относился равнодушно «не только к своей «голубой» крови, но и к полной утрате всего того, что было связано с нею: не только поэтич. были мои юношеские «дворянское элегии», которых, кстати сказать, у меня гораздо меньше, чем видели некоторые мои критики, часто находившие черты личной жизни и личных чувств даже в тех моих писаниях, где и следа их нет, и вообще многое навязавшие мне».
В философическом этюде «Книга моей жизни» И. А. Бунин писал:
«Рождение никак не есть мое начало. Мое начало и в той непостижимой для меня
тьме, в которой я был от зачатия до рождения, и в моем отце, в матери, в дедах,
прадедах, пращурах, ибо ведь они тоже я, только в не¬сколько иной форме, где,
однако, многое повторилось почти до тожде¬ственности» . «Не раз чувствовал я
себя не только прежним собою, — ре¬бенком, отроком, юношей, — но и своим отцом,
дедом, прадедом, пращуром; в свой срок кто-то должен и будет чувствовать себя —
мною» .
Этот мотив собственной неразрывной связи с предками, с прошлым,
мотив памяти очень важен для понимания произведений И. А. Бунина.
Что формировало будущего
писателя?
Мировоззрение И. А. Бунина
формировалось в особых обстоятельствах, которые обусловили неповторимость его
способности отражать самые разные стороны бытия. Ум и чувства будущего писателя
формировались под влиянием русской природы, крестьянской жизни и дворянской
культуры. Впоследствии они были дополнены уникальной исторической средой города
Ельца.
Основой художественно-философского мира
творчества И. А. Бунина явилось развитие русской национальной идеи, понимаемой им
как соединство человека с природой и показанной на самых разных уровнях: от
изображения жизни и быта крестьян, дворян, интеллигенции до постижения глубин
славянской души и их общечеловеческого смысла. Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее
лицо. Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Еще в детстве любовании
природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно
томящее чувство тоски.
Бунин говорил, что не посрамил ту литературу, которую начали
Карамзин и Жуковский, и ощущал себя как необходимое звено культурной
преемственности.
Жестокости, бездушию и фальши цивилизации, войнам,
социальным катаклизмам, геноциду народов в XX веке в художественно-философском
мире И. А. Бунина противопоставлена его убежденность в том, что нить жизни
непрерывна, т. е. непрерывна эстафета добра, красоты, совести, милосердия,
духовной преемственности.
Произведение "В деревне" Бунин написал в 1897 году. Это один из самых поэтических рассказов писателя, он наполнен необыкновенной любовью к сельскому пейзажу. Деревне Бунин посвятил несколько рассказов и повестей. Рассказ «В деревне» можно назвать стихотворением в прозе. Сюжет его составляет рассказ от имени мальчика, который учится в городской гимназии и поэтому вынужден жить вдали от семьи, о том, как на рождественские каникулы отец забирает его из города и привозит в деревню (первая глава рассказа). Во второй главе рассказывается, как мальчик проводит две недели каникул. В третьей главе повествуется о том, как отец отвозит мальчика в город.
Начало рассказа вызывает у читателей удивление: «Когда я был маленький, мне всегда казалось, что вместе с рождественскими праздниками начинается весна». «И мне казалось, что только в деревне и можно заметить, что начинается весна», — говорит рассказчик. Главным же содержанием рассказа становится поэтичное описание картин природы, деревенского
быта. Ощущение. весны у мальчика вызывала встреча с природой, свобода, жизнь в семье после долгого вынужденного житья в городе, в чужой семье. Собираясь пойти на лыжах, мальчик радостно повторяет: «Я вогул, я вогул … ».
Когда мальчик едет по дороге на станцию, отец высказывает ему свои заветные мысли. Он говорит, что когда мальчик вырастет, он поймёт, что нужно быть поближе к природе, надо любить и ценить родную речку, небо, поля и леса. Говорит, что в деревне жить бедно, но нескучно, а чтобы было поменьше этой бедности, нужно помогать деревенским людям, трудиться с ними и для них … И хорошо можно жить в деревне!» Нам кажется, что устами отца высказаны задушевные мысли самого автора.
«Подснежник», анализ рассказа Бунина
ассказ создан в 1927 году, но в нем нет ссылки на конкретное время. "Была Россия, городишко уездный и масленица". Жанр лирической прозаической миниатюры в это время стал особенно близок писателю, для него это возможность сказать лаконично и просто о важном. Пронзить насквозь. Безмолвная грусть о судьбе России, о состоянии общества и "болезни" сознания людей, бессмысленности их образа жизни и устремлений. Такова самая основная тема в творчестве Бунина. Он всерьез переживает это внутри себя и передает проникновенно свои размышления в творчестве. Эта тема задумчивой грустью звучит в "Подснежнике". Озвученная за пределом слов.
Незамысловатая сюжетная линия - к мальчику-гимназисту на праздники приезжает отец из деревни. Композиция рассказа тоже проста - последовательное лирическое описание встречи и одного дня из жизни героев. Но глубочайший смысл раскрывается в этой простоте.
Для маленького гимназиста приезд отца - долгожданное событие. Саша живет в городе у чужих людей, ему это очень трудно. Мальчику десять лет, и любящая тетя называет его "подснежником". За открытый взгляд его нежных голубых глаз, за природную чистоту души, такой юной и открытой миру. В нем глубина, жажда познания нового, предчувствие неведомого.
Отец мальчика - обыкновенный русский мужик, с мещанскими представлениями о жизни, без малейших размышлений о чем-то возвышенном, что могло бы питать его душу. Его окружают такие же люди. Бунин ни слова не говорит об этом прямо. Лишь описание времяпровождения этих людей, тяжести облика, говорящая о мутности их сознания и устремлений.
Образ голубоглазого "подснежника" на фоне тяжелой и смрадной действительности - как откровение. В этом юном существе присутствует та сила, которая - как росток. Глоток свежего воздуха. Бунин не знает - суждено ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в котором живет он. Но велика НАДЕЖДА.
Еще одна основная тема - подлинной Любви. Маленькому Саше тяжела вся эта атмосфера - мужики в пьяном угаре, душный, накуренный воздух трактира, бессмысленность происходящего. Все это угнетает его в повседневной жизни. Но сейчас все НЕВАЖНО. Он ЛЮБИТ своего отца, возможность просто быть рядом затмевает все.
Среди слов простой, реалистичной прозы, мы видим очень символичное напутствие автора - его веру в то, что однажды мир новых людей с ищущим сознанием вытеснит все косное и мертвое, саму суть "болотного существования". И настанет новая эпоха "подснежников", и изменится мир, к которому они прикоснутся своими сердцами, полными осознанности и любви.