Политический дискурс – это совокупность всех речевых актов, используемых в политических дискуссиях, а также правил публичной политики, освященных традицией и проверенных опытом.
Предназначение политического дискурса – не просто "описать, а убедить, пробудив в адресате намерения, дать почву для убеждения и побудить к действию" (Демьянков В. З.).
Политический дискурс может рассматриваться как минимум с трех точек зрения:
1. чисто филологической – как любой другой текст; однако, «боковым зрением» исследователь смотрит на фон – политические и идеологические концепции, господствующие в мире интерпретатора;
2. социопсихолингвистической – при измерении эффективности для достижении скрытых или явных, но несомненно политических – целей говорящего;
3. индивидуально-герменевтической – при выявлении личностных смыслов автора и/или интерпретатора дискурса в определенных обстоятельствах.
Источником фактического материала могут служить тексты собственно политических жанров: публичная речь политиков, предвыборные программы политиков, партий; жанры политического дискурса СМИ: интервью с политиком, предвыборные теледебаты, дискуссии в прессе.
Политическая власть в значительной степени осуществляется посредством языка, который помогает политику войти в личностную сферу адресата как с помощью простых приемов (частое употребление местоимения "мы" (вместо "я"), выбор языка (в условиях билингвизма), так и более сложных приемов манипуляции (языковая игра и др.).
Речь политика не всегда аргументирована и логически связна, и это неслучайно. Иногда достаточно просто дать понять, что позиция, в пользу которой выступает говорящий, лежит в интересах адресата. Защищая эти интересы, можно еще воздействовать на эмоции, играть на чувстве долга, на других моральных установках. Совершаются незаметные переходы от одних убеждений к другим, иногда вопреки ожиданиям самого говорящего. Успех внушения во многом зависит, от качеств личности того, к кому обращена речь, например, от степени его доверчивости.
В.Б. Кашкин определяет коммуникативную стратегию как часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели.
Необходимо различать понятие речевой стратегии от коммуникативной. Их нельзя приравнивать друг к другу. Отличия коммуникативной стратегии от стратегии речевой подробно описала А.Г. Салахова. По её словам, в состав речевой стратегии не входят экстралингвистические компоненты коммуникативного взаимодействия ( особенности произношения, речевые паузы, эмоции, смех, покашливания, вздохи, заикания и т.д), которые присущи коммуникативной стратегии. Опираясь на указанные характеристики речевых стратегий, определение данного термина можно обозначить следующим образом: речевая стратегия – это планирование и реализация основных задач речевого воздействия в нужном для говорящего направлении. Коммуникативная стратегия рассматривается как использование речевой стратегии совместно с экстралингвистическими компонентами. О.С. Иссерс рассматривает коммуникативные стратегии как «комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели» . Понятие коммуникативной цели является основным при определении коммуникативной стратегии. Таким образом, коммуникативная цель определяет всю стратегию общения, отбор фактов и их подачу в определенном освещении, что «выражается в выборе манеры разговора, формы и содержания сообщения, уместной формы речи, обстановки и т.д.» Пример целей: это
установление контакта, уклонение от контакта, стремление снять напряжение, уклонение от навязываемой темы, имитация солидарности, предостережение, поддержание добрых отношений
Для реализации любой стратегии у каждого человека в «арсенале» существует огромное количество тактических приемов. Тактика включает в себя конкретные приемы привлечения внимания собеседника, установления контакта с ним, влияния на него, она может изменяться даже в процессе одного разговора как интуитивно, так и осмысленно. Тактики выполняют функцию способов осуществления стратегий: они формируют части диалога, группируя и чередуя модальные оттенки разговора (оценки, мнения, досаду, радость). Например, в стратегии отказа в выполнении просьбы может быть тактика: а) выдать себя за некомпетентного человека (не способного выполнить эту просьбу); б) сослаться на невозможность выполнить в данное время; в) иронинизировать; д) уклониться от ответа; е) дать понять, что не желает выполнить просьбу.