пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Русская лит-ра 2/3 20 в.
» Теория языка
» Синтаксис 2
» Языкознание
» Морфология. Служебные ч.р.
» Психология
» Фонетика
» Психология управления
» Анатомия,физиология и гигиена
» Возрастная психология
» Русская литература 2/3 19 в.
» Лексикология
» Русская литература 1/3 19 в.
» НСЯ
» Детская литература
» ОМЗ
» Педагогическая психология
» Словообразование
» Социальная психология
» Русская литература 3/3 19 в.
» Руссская лит-ра рубежа веков 19-20
» Зарубежная лит-ра рубежа веков 19-20
» Краеведение
» Синтаксис
» Русская литература 20 в.

10. Концепт как основа языковой картины мира.

Концепт - это термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека и его культуры. В результате взаимодействия человека с миром складываются его представления о нём, формируется некоторая модель, которая в философско-лингвистической литературе именуется картиной мира. Совокупность этих знаний, запечатленных в языковой форме, представляет собой то, что в различных концепциях называется «языковой промежуточный мир», «языковая репрезентация мира», «языковая модель мира», «языковая картина мира». Языковая картина мира — исторически сложившая-ся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отражённая в языке совокупность представлений о мире, определённый способ восприятия и устройства мира, концептуализации действительности. Считается, что каждому естественному языку соответствует уникальная языковая картина мира.

Языковая картина мира, будучи содержательной основой знания в менталитете, представляет собой разновидность особым образом организованной концептуальной системы. Каждая система обязательно обладает структурой, т.е. совокупностью устойчивых и закономерных связей между элементами системы. Такие элементы получили обобщающее название мыслительные репрезентации. Они не имеют четкой оформленности, как элементы языковой системы - морфемы, слова, предложения. Единицы языковой картины мира: смыслы, идеи, схемы, мысленные конструкты - не даются нам непосредственно в опыте, их можно только попытаться реконструировать по внешним проявлениям с определенной степенью приблизительности.

В последние десятилетия проблема отображения в сознании человека целостной картины мира, фиксируемой языком, стала одной из важнейших проблем когнитивной лингвистики. Картина мира «запечатлевает в себе определенный образ мира, который никогда не является зеркальным отражением мира».

Человек, приобретая опыт, трансформирует его в определенные концепты, которые, логически связываясь между собой, образуют концептуальную систе-му; она конструируется, модифицируется и уточняется человеком непрерывно.

Язык выполняет требования познавательного процесса. Концептуальные карти-ны мира у разных людей могут быть различными, например, у представителей разных эпох, разных социальных, возрастных групп, разных областей научного знания и т. д. Люди, говорящие на разных языках, могут иметь при определен-ных условиях близкие концептуальные картины мира, а люди, говорящие на одном языке – разные. Следовательно, в концептуальной картине мира взаимо-действует общечеловеческое, национальное и личностное.

Концептуальная картина мира гораздо богаче, чем языковая картина мира: «Картина мира – то, каким себе рисует мир человек в своем воображении, – феномен более сложный, чем языковая картина мира, т. е. та часть концептуаль-ного мира человека, которая имеет «привязку» к языку и преломлена через языковые формы».

На формирование картины мира влияют язык, традиции, природа и ландшафт, воспитание, обучение и другие социальные факторы.

Поскольку познание мира человеком не свободно от ошибок и заблуждений, его концептуальная картина мира постоянно меняется, перерисовывается, тогда как языковая картина мира еще долгое время хранит следы этих ошибок и заблуж-дений. Картина мира, закодированная средствами языковой семантики, со временем может оказываться в той или иной степени пережиточной, реликтовой, устаревшей, например, довольно часто для обозначения и передачи состояния эмоционального подъема говорящий использует фразеологизм воспарить душой, не осознавая, что это средство языка связано с архаическими представле-ниями о наличии внутри человека животворящей субстанции – души, которая мыслилась в мифологической картине мира в виде пара и могла покидать тело, поднимаясь к небу.

Выделяют целый ряд базисных когнитивных категорий (концептов), которые являются универсальными, ибо отражают единый для всех когнитивный про-цесс. К таким универсальным концептам относятся пространство, время, число, дружба и др. Именно они и являются базой языковой картины мира.

В процессе жизни конкретного современного человека языковая картина мира предшествует концептуальной и формирует ее, потому что человек способен понимать мир и самого себя благодаря языку. Именно в языке закрепляется общественно-исторический опыт – как общечеловеческий, так и национальный.

Термин «языковая картина мира» – не более чем метафора, ибо в реальности специфические особенности национального языка, в которых зафиксирован уникальный общественно-исторический опыт определенной национальной общности людей, создают для носителей этого языка не какую-то иную, непо-вторимую картину мира, отличную от объективно существующей, а лишь специфическую

«окраску» этого мира, обусловленную национальной значимостью предметов, явлений, процессов, избирательным отношением к ним, которое порождается спецификой деятельности, образа жизни и национальной культуры данного народа.

Основной единицей языковой картины мира является концепт.

В настоящее время сформировались два основных подхода к интерпретации и осмыслению концепта: когнитивный и лингвокультурологический. Когнитивный подход определяет концепт как «квант знания». Лингвокультурологический подход трактует концепт как «сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека».

Следует заметить, что в основании лингвокогнитивного и лингвокультурологи-ческого подхода к концепту лежит не только целеполагание указанных дисци-плин, но и учет того, кто является носителем языковой картины мира и концеп-тов как ее основных элементов. Это может быть языковая личность, которой присущи динамизм, изменчивость, вариативность, и языковой коллектив, «софийный» человек как относительно стабильный, статичный, инвариантный носитель языковой картины мира.

Лингвокогнитивный и лингвокультурный подходы к пониманию концепта не являются взаимоисключающими: концепт как ментальное образование в созна-нии индивида есть выход на концептосферу социума, т.е. в конечном счете на культуру, а концепт как единица культуры есть фиксация коллективного опыта, который становится достоянием индивида.

Будучи объектом полевой структуры, концепт имеет ядро и периферию. В силу тесной связанности с национальным языком ядро концепта - это его националь-ный компонент - внутренняя форма, имплицитно присутствующая и не всегда осознаваемая носителями языковой картины мира, но тем не менее определяю-щая внешнюю форму. Следующий, пассивный, слой несет в себе дополнитель-ный (исторический) признак: современные ассоциации, оценки, коннотации, сжатую до основных признаков содержания историю -социальный, групповой (субкультурный), индивидуальный компонент. И, наконец, третий, активный, слой представлен основным актуальным признаком, известным каждому носите-лю языковой картины мира и значимым для него - понятием, составляющим универсальный общечеловеческий компонент.

Э. Сепиром и Б. Уорфом была выдвинута гипотеза, что люди видят мир сквозь призму своего родного языка. Они предположили также, что языки различаются своими «языковыми картинами мира». Из этих рассуждений следовало, что люди, говорящие на разных языках, имеют разные типы мышления, и все это не просто связано с языком, а обусловлено им. Б.А. Серебренников, критикуя эту гипотезу Сепира – Уорфа, утверждал, что язык не обладает самодовлеющей силой при образовании языковой картины мира. Нельзя говорить, что разные языки выстраивают разные языковые картины мира в сознании своих носителей, они придают лишь специфическую «окраску», обусловленную значимостью предметов, явлений, процессов, что определяется спецификой деятельности, образа жизни и национальной культурой народа.


24.12.2017; 22:06
хиты: 3966
рейтинг:+1
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь