Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Данная тема включает в себя ряд мотивов, которые и раскрывают ее широту.
Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.
"К Чаадаеву".Стихотворение написано в 1818 году. Человек, к которому обращено послание, был одним из самых близких друзей поэта. Пушкин познакомился с П. Я. Чаадаевым еще во время пребывания в Царском Селе.Главное, что хотел выразить в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин, тема, проходящая через него красной нитью, – это борьба с самодержавием, вольность, свобода. «К Чаадаеву» - это призыв к товарищу посвятить всю свою жизнь такому святому делу, как освобождение Родины от самовластья.
"Деревня".стихотворение относится ко второму, петербургскому периоду творчества поэта и было написано в 1819 году. Активная общественно-политическая жизнь, тайные встречи с декабристами, общение с Чаадаевым и Рылеевым – все повлияло на тематику стихотворения «Деревня».Первая часть стихотворения (заканчивается словами «В душевной зреют глубине…») отражает идиллическую картину деревенской жизни. Пушкин воспевает ее покой, природную красоту, гармонию, она дарит вдохновение и способствует творчеству и поэтическим занятиям, нравственно очищает. Вторая часть звучит резким противопоставлением, где поэт открыто высказывается против самодержавного деспотизма, указывает на страдание угнетенного народа, на противоестественность крепостничества и жестокость рабского строя. Главная тема произведения – проблема крепостного права. Лирический герой – человек, способный ценить красоту и гармонию мира, существующего по законам природы, каким и является деревня. Для него это идиллический мир, «приют спокойствия… и вдохновенья», здесь он обретает свободу.
Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Свободы сеятель пустынный...» (1823), "К морю". Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.
"Узник".В Кишиневе, словно в заточении, чувствовал себя Пушкин. «Узник» - это стихотворение, точно описывающее настроение поэта, пребывающего в вынужденной ссылке. Южный город с первых же строк Александр Сергеевич сравнивает с сырой темницей, чем рисует весьма печальную и унылую картину. У читателя создается впечатление, что лирический герой и правда пребывает под стражей, сидит в камере и на мир глядит через небольшое окошко. Не зря поэт ассоциирует себя с молодым орлом, ведь он всегда был вольным в своих поступках и действиях, довольно часто пренебрегал служебными обязанностями.
"Свободы сеятель пустынный".Пушкин пишет «Свободы сеятель пустынный» - стих, в котором он пытается донести до народа и общества мысли о свободе и желании поменять уклад своей прозябающей нищенской жизни. Но они не прислушались к призывам поэта и стали для него тем стадом, которому не нужны были дары свободы. Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» Пушкин создал в период прозрения, когда понял, что напрасно тратил свои силы и время - бедные люди готовы довольствоваться малым, а богатые будут манипулировать ими в свою угоду.
В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829) мы встречаемся еще с одним проявлением мотива личной свободы - уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).В первой из них поэт дает лишь подробное описание ядовитого «дерева смерти»: рожденное природой бесплодных «жаждущих степей», стоит оно «как грозный часовой» одиноко посреди пустыни «чахлой и скупой». Поэт намеренно сгущает краски, повторяя в каждой новой строфе описания губительной силы отравленного дерева: природа, породившая его в «день гнева», напоила смертоносным ядом «зелень мертвую ветвей» и все его целиком. Поэтому теперь отрава «каплет сквозь его кору» и с дождем стекает в «песок горючий». Во второй его части, показывается образ неумолимого и безжалостного владыки, посылающего на верную смерть своего преданного раба одним лишь взглядом. Этот образ противопоставляется образу ядовитого дерева и одновременно отождествляется с ним. Поэт как бы сравнивает два вида проявления злого рока: стихийное и самопроизвольное (ядовитое дерево) и намеренное изъявление человеческой воли. В результате этого сравнения поэт приходит к выводу о том, что человек, в данном случае царь, отправивший раба на смерть «властным взглядом», намного более ужасен, чем воплощение самой смерти в виде «древа яда».
Следующей темой, которую можно выделить в поэзии Пушкина - гражданственность и патриотизм. Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине отражен в произведении «Осень» (1833) .В строках произведения сразу чувствуется особенная любовь, нежность поэта к золотому времени года. Каждая из них (строк) преисполнена теплого чувства, восхищения, восторга печальным, но светлым состоянием всего живого вокруг в осеннюю пору. Необыкновенное обращение, восклицание «Унылая пора! Очей очарованье!», в основе которого лежит прием антитезы, дает читателю истинное представление об осени. Это время знаменуется погружением природы в сон, который закончится прекрасным обновлением и пробуждением. Понятным душе языком Пушкин пишет об осени и ее хрупкой красоте, преломляющейся в косых скулах дождя и ярких акварельных пятнах листопада.
Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827).
"Во глубине сибирских руд".Восстание декабристов в Петербурге на Сенатской площади в 1925 году до боли в сердце потрясло его. Он воспринял их поражение как личную трагедию. Поэт в то время был в немилости у царя и не смог тогда поддержать своих друзей-декабристов, так как уже был в ссылке в родовом имении Михайловском. Но когда чуть позже царь Николай I спросил Пушкина о том, где бы он был, если бы оказался 14 декабря в Петербурге, Пушкин ответил, что на Сенатской площади, ведь там были его друзья, которые состояли в тайном обществе, но не посвятили в свои дела и без того опального поэта. Обращаясь к товарищам в первом четверостишье, Пушкин пишет слова, в которых уверяет своих друзей в том, что их подвиг не напрасен и его будут помнить потомки хоть через сто лет. Что, находясь в мрачном подземелье, они еще смогут увидеть «желанную пору» без самодержавия и крепостничества. Рано или поздно судьба их, наконец-то, будет к ним благосклонна, и они обязательно освободятся от оков, благодаря своим таким же братьям-вольнодумцам.
"Арион".Повествование в произведении ведется с уст певца. Он рассказывает, как он и другие люди плыли на небольшой деревянной лодке. Кто-то напрягал паруса, кто-то греб волны веслами, кормщик правил челном. А певец тем временем беспечно пел песни. Вдруг начался вихрь, и все члены экипажа, кроме повествователя, погибли. Его выбросило на берег. Несмотря на это певец продолжает петь, а свою влажную одежду сушит под скалою на солнце. Певец в произведении – сам автор. Люди, которые плыли вместе с ним, – его единомышленники-декабристы. В стихотворении они, как и в реальной жизни, погибли, а Пушкин остался. После этих потрясений поэт продолжает свое дело: он продолжает воспевать свободу, по-своему борется с самодержавной властью. Так же, как и изображенный в стихотворении певец, который поет прежние песни, несмотря на крушение.
В стихотворениях «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.
Тема дружбы опирается на лирические произведения, обращенные к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим. Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам - основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825).
Особняком стоят лирические произведения, обращенные к няне, доброту и теплые отношения к которой поэт пронес через всю жизнь. К ним относится стихотворение «Зимний вечер» (1825).
Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829), «Мадонна» (1830).
Тема назначения поэта и его поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе слышен в стихотворениях «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).
Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829).