Революционный романтик в отличие от элегически настроенного пассивного романтика не стремился уйти от действительности в мечту, а пытался через мечту прийти к действительности.
Тема свободы личности получила в их творчестве не индивидуалистическую, а социальную трактовку, что резко отделило их от поэтов элегического романтизма. Революционные романтики не отрывали личность от общества и не противопоставляли их друг другу, а стремились осмыслить связь человека-гражданина с народом, с государством. Решение проблемы для декабристов заключалось в подчинении личных интересов общественным, в идее служения гражданина Отечеству. Поэтому и в произведениях поэтов-декабристов не было ухода в замкнутый мир собственной личности. Своим творчеством они жаждали вмешаться в жизнь. Неприятие окружающей действительности порождало у поэтов революционного романтизма стремление переделать действительность.
Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826) русский поэт-декабрист.
Создатель альманаха "Полярная звезда". Лирика, исторические "Думы", поэмы "Войнаровский", "Наливайко" и другие насыщены политическими ассоциациями, характерными для для русского гражданского романтизма.
В 1820 году было напечатано стихотворение Рылеева, сделавшее его имя знаменитым. Это была сатира «К временщику», которая ошеломила читателей своей гражданской смелостью. В «надменном временщике, и подлом, и коварном», который был «неистовым тираном родной страны своей», Россия узнала царского фаворита Алексея Андреевича Аракчеева(любимец Александра 1,держал страну в нищете). Рылеев предсказал ему гибель от будущего спасителя России. Поэт подписал стихотворение своим полным именем, тем самым проявляя готовность ответить за свои слова. Но Аракчеев «не узнал себя» в образе генерала, и это спасло Рылеева. Ода "К временщику"(1820) напечатана в журнале "Невский зритель". Рылеев грозит "надмен. временщику" неизбеж.часом расплаты за все злодеяния по отношению к народу. Поэт мечтает о народ.мстителе. Своей сатирой Рылеев показал,какое громад.возд-е на читателей мож.оказывать поэтич.слово,если оно глубоко искренне и созвучно настроениям масс.
"Я ль буду в роковое время".Здесь идет речь о том, что юноши ,отгородившиеся от актив. участия в борьбе,лишают себя возмож-ти понять "предназнач-е века",остаются вне истории и обреч.на позор и презр-е потомков. Содерж-е соврем.жизни он поним. как борьбу с самовластием, "за угнетенн. свободу чел-ка". "Славянин" для декабристов- свободолюбив.,горд.чел-к,непреклон. тираноборец и патриот.Вводя имена Брута и Риеги,рылеев напоминал о слав.герое античности и о знаменит вожде испанск.революции.Граждан.равнодушие,праздность,эгоизм,утвержд.Рылеев,препятствуют обществ.активности дворян.молодежи. Но эти чув-ва мог.б. преодол.в борьюе- в ней мужает и закаляется хар-р. Цель Рылеева-осудить пассивность недовольн.,не слишком отваж.дворян.молодежи,увлечь истор.примерами,высок.смыслом граждан.деят-ти и образом смелого сына Отечества.В стих-ии выразился тот образ декабриста,страст. и горяч ,чист. и высок.душой,живым воплощением кот. был сам Рылеев.
Важное место в творчестве Рылеева занимают произведения, написанные в 1821-1823 годах и объединенные общим названием «Думы». В предисловии к отдельному изданию «Дум» он попытался объяснить причину обращения к этому особенному жанру и задачи, которые перед собой ставил: «Напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти — вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине...»
Центральное место в цикле занимает дума «Иван Сусанин».На дворе начало Смутного времени, 17-ый век. Польские власти, узнав о том, что на Земском соборе выбрали русского нового царя, поспешили отправить свое войско в Костромскую область, где на тот момент находился юный Михаил Романов.
Целью поляков было убить царя, а на российский трон поставить своего цесаревича Владислава, и таким образом превратить Россию в провинцию Польши. Польскому войску требовался проводник, который смог бы им указать месторасположение монастыря, в котором скрывался Михаил и попросили помочь жителя близ лежащего села Домнино, Ивана Сусанина.
Однако, простой крестьянин быстро разоблачил намерения поляков, и завел их в глухую лесную чащу. В то время как Иван Сусанин обманом отводил поляков подальше от монастыря, его родственник смог предупредить царя о надвигающейся опасности.
Естественно польское войско осознав, что Иван их обманул, тут же убило крестьянина. Героизм Сусанина заключается в том, что он понимал неизбежность своей смерти, и, не смотря на это, не побоялся совершить смелый поступок.
В 1613 г. На престол взошел Михаил Федорович и потомству Сусанина пожаловал грамоту на участок земли в этом селе.
"Дмитрий Донской"-дума,посвященная сыну велик князя Москов.Иоанна Иоанновича Дмитрию Донскому. Владычествоваш. над Россией Золотая Орда в его время раздиралась междоусобиями. Один из татар.князей Мамай властвовал там. Недовольн.великим князем Мамай отправился с войском на битву с ополчением Дмитрия на реке Воже,где одержало победу войско Дмитрия. Раздражен.Мамай взяв еще больше войска,напал на Куликов. поле,где Мамай бежал,а Дмитрий восторжествовал.
"Смерть Ермака". Гл.герой казач.атаман Ермак Тимофеевич воюет с ханом Кучумом, кот. отказался платить дань(мзду) Москве. Кучум сам хоч. править Запад.Сибирью. Со своим войском он напад. на войско Ермака. Войско Ермака побежд.,однако остается в живых 50 чел-к. Ночью ,когда эти 50 чел отдыхают, Кучум снов нападает. Ермак кинулся в реку Иртыш,чтоб добраться до стругов и утонул.