Метафора (от греч. Metaphora – переосмысление) – перенос одного явления на др.на основе их сходства. Два основных признака, характерных метафоре:
1.Семантическая двуплановость. В метафорическом значении всегда являющимся переносным совмещаются и взаимодействуют «предыдущее и последующее» значение слова. Взаимодействуют на основе общего, существенного для говорящего признака, который их условно сравнивает;
2.Образность. Наличие оценочного компонента. Взаимодействие прямого, денотативного и производного значений, приводит к видоизменению и осложнению номинативной функции: слово служит не только средством выражены экспрессии субъективной оценки их денотатов со стороны говорящего.
Типичные виды метафорического переноса:
По форме: Формальное, визуальное сходство предмета. Например, кольцо дорог, крыло самолета, гусеница танка(часто стертые метафоры).
По размеру: Например, лошадиная доза, жердь – высок.человек).
По цвету: Например, золотые кудри, зеленые (деньги), бирюзовые глаза.
По эмоц. Впечатлению: ясный день – ясный взгляд, ум; теплый день – теплый взгляд, прием; горький лук – горький опыт.
По действию: Например, открыть мир, играть словами.
По ассоциации: (впечатление, оценка, свойство). Например, баран (упрямый, упертый человек), заяц (безбилетный человек)
По функциям: Например, дворник автомобиля, стальное перо.
С точки зрения частот употребления:
Стертые(сухие) – необразные, известные очень широкому кол-ву людей (горлышко бутылки, ножка стола).
Общие поэтические метафоры – образные, известные всем, но употребл.в поэзнии (синий туман, золото волос, серебро в волосах, золотая осень).
Индивидуально-авторские - образные, использующиеся преимущественно в языке художественной Литературы, за которыми «стоит» автор. Например, «ситец неба» (Есенин).