С артикуляционной точки зрения слог – это волна мускульного напряжения речевых органов.
С акустической точки зрения слог – это волна сонорности, т.е. нарастание и спад звучания и слухового эффекта.
В слоге как сегментной единице один звук слоговой (или слогообразующий), он
является вершиной слога, остальные звуки неслоговые (неслогообразующие). Рассмотрение
слога с точки зрения слоговости/неслоговости звуков устанавливает, какие звуки в разных
слогах могут быть слоговыми, как они соотносятся с неслоговыми звуками, по каким
параметрам происходит нарастание и ослабление слоговой волны, т.е. каковы законы
построения слога.
По структуре выделяют:
по началу: прикрытые (tat, ta), слог начинается с согласного: ты, сло-варь и
неприкрытые (at, a) – с гласного: он, а-стра, и-ней;
по концу слоги закрытые (tat, at), заканчивающиеся неслоговым звуком: стол, тай-ник
и открытые (ta, a), заканчивающиеся на слогообразующие гласные: дно, ре-ка, до-ро-га;
по началу и концу одновременно: полные (tat) т.е. прикрыто-закрытые слоги: сон, стол
и усеченные слоги с начала (at): ум и с конца(ta): два;
по характеру начала и конца с легким началом, т.е. начинающийся с гласной или с
одной согласной: дом, и с тяжелым началом, т.е. начинающийся с двух согласных: стук.
В плане слоговой структуры заключается в тесной связанности согласного с последующим гласным. Поэтому для русского языка характерны слоги типа СГ (открытые) и менее характерны слоги типа ГС (закрытые).
II. По составу и длине столько звучные, сколько в слоге звуков: стол – четырезвучный
III. По акустическому строению
восходящие слоги: ты, три;
ровные слоги: оазис;
нисходящие: он;
восходяще-нисходящие: сон, зуб;
нисходяще-восходящие: рдела.
IV. По положение в слове:
начальный – слог, с которого начинается слово: ра-ду-га, за-тме-ни-е;
внутренний – слог, который находится в середине слова: ра-ду-га, за-тме-ни-е;
конечный – слог, которым заканчивается слово: ра-ду-га, за-тме-ни-е;
V. По ударению: ударность, безударность