Здесь я, наверно, кратенько пройдусь по произведениям из списка.
Пытливый исследователь русского национального характера, Лесков отобразил не только его «очарованность», но и его порывы к движению, его обремененность пережитками, но и его постоянную готовность к подвигу. В трудных, конфликтных, исполненных драматизма, парадоксальных, анекдотических ситуациях, присущих эпохе ломки крепостного права, развертываются в прозе Лескова людские натуры, несущие в себе столько оригинальности, привлекательности, даровитости, неожиданности, что сама яркая пестроцветность бытия «чудаков», «антиков», «богатырей» характеризует Россию как землю неисчерпаемых возможностей и необъятного Будущего. Запечатлению противоречий современной писателю русской действительности способствовала неутомимость Лескова в художнических исканиях: его новаторские опыты соединения реалистического письма с условностью традиционных народно-поэтических приемов, смелость воскрешения слога и жанров старорусской книжности в интересах обновления повествовательной палитры, виртуозные стилистические эксперименты с фразеологией, почерпнутой то из дорожного просторечия, то из стойких профессиональных лексиконов, из Несторовой летописи и злободневной газетной периодики, из языка богословия и точных наук,— все это зачастую ставило в тупик критику, терявшуюся в определениях лесковского искусства.
Сначала Лесков занимался нигилистами, но об этом периоде его творчества не будем. Там можно сказать только то, что он сильно этих товарищей не любил и постоянно их изображал в негативном ключе. Из произведений 1860х нас интересует только «Леди Макбет…»
Сюжет: молодую девушку Катерину Львовну выдали без любви замуж за купца Измайлова. Она влюбляется в работника Сергея и ради него совершает череду преступлений: сначала они вдвоем убивают свекра Катерины, открывшего измену невестки, затем её мужа, затем мальчика Федю, племянника её мужа и наследника состояния. Последнее убийство становится известно в городе – убийц приговаривают к каторге. На каторге Сергей влюбляется в семнадцатилетнюю Сонетку – желая отомстить, во время переправы этапа Катерина выбрасывает Сонетку в реку и топится сама.
В повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865) Лесков с потрясающей художественной мощью раскрыл драму женщины, сдающей под влиянием «темного царства» присущие народной массе нравственные позиции и гибнущей в единоборстве с кастовой моралью. Трагическая любовь и преступления Катерины Измайловой доказывали, что сословный уклад, утвердивший куплю-продажу личности, подменивший чувства законоположенной семейной обрядностью, полон внутренней борьбы, которая чревата его самоуничтожением. Дочь простонародья, унаследовавшая народный. размах страстей, девушка из бедной семьи становится пленницей купеческого дома, где «нет ни звука живого, ни голоса человеческого», где есть только короткая стежка от самовара в опочивальню.
Катерина рвется на свободу – а её возлюбленным руководят более низменные интересы. Деталь: во время одного из первых свиданий она смотрит на звездное небо, он – на свои сапоги! Искусно дирижируя страстью Катерины, любовник подчиняет порывы ее чувства преступной меркантильной логике, враждебной любви. Рвущаяся к свободе любовь превращается в начало хищно-разрушительное.
В начале 1870х Лесков двигался и к решению личной художнической программы — созданию серии произведений о людях-«маяках» из народной среды, способных сообщать силу и отвагу сердцу «угнетенного человека». Так исподволь писатель будет приближаться к циклу своих рассказов о «праведниках», без которых, «по народному верованию, не стоит ни один город». 1872г. считается поворотным в творчестве Л. От ругательств в адрес нигилистов он переходит к необычным жанрам – хроникам, сказам, пасторалям, от злободневности – к прошлому (зачастую полулегендарному).
Крупными вехами на этой магистральной творческой линии Лескова явятся новаторские в жанрово-стилистическом смысле роман-хроника «Соборяне» (1872), имитирующий народную легенду-рассказ «Запечатленный ангел» (1873), повесть-поэма «Очарованный странник» (1873)
«Соборяне»: предмет рассказа составляет «житье-бытье» представителей старгородской «соборной поповки»: протоиерея Савелия Туберозова, священника Захария Бенефактова и дьякона Ахиллы Десницына. Бездетный Туберозов сохраняет весь пыл сердца и всю энергию молодости. Личность Бенефактова — воплощенная кротость и смирение. Дьякон Ахилла богатырь и прекрасно поет, но из-за своей увлеченности получает прозвище «уязвленного». В дореформенное и, особенно, в пореформенное время, когда, по словам Туберозова, для церкви настает час не слов, а подвигов (порок растекается по Руси), церковь коснеет в бесконечном повторении ветхозаветного ритуала. Церковь, полагает он, утратила свою некогда учительную по отношению к народу роль, не может быть нравственно очищающей общество силой, а значит, поприща, на котором Туберозов нашел бы себя, нет. Обличающая проповедь протопопа, произнесенная перед чиновниками пореформенного Старгорода и содержавшая упреки в «единой формальности» молитв при каждодневном «бесстрастном равнодушии» к добру и злу, при «великой утрате заботы о благе родины», была в первый момент воспринята как «революция», и от «бунтливого» протопопа потребовали покаяния. Но эта проповедь была последней вспышкой светильника, в котором иссякло масло: в итоге все главные герои умерли. Богатырь по сути, Ахилла ваще фигура комическая: то он гоняется за учителем Варнавкой, то ещё всякой фигней занимается; «Все я не тем занимался, чем следовало...» — подводит Ахилла черту под собственной жизнью, обессмысленной, как и жизнь Туберозова, церковью и эпохой.
Это все предваряшки, а теперь поговорим собственно о цикле «Праведники». Как показывает Лесков, логика русской социальной действительности анекдотична, анекдотичны, по сути, ее законы, превращающие жизнь человеческую в «драмокомедию» (этим словом назовет свою «жизненность» исполин духа, «очарованный странник» Иван Северьянович Флягин), и оттого форма анекдота становится для Лескова всепроникающей сюжетной формой, концептом реальности.
Здесь самая знаменитая повесть – «Очарованный странник» (первое заглавие – «Русский Телемак»). Сюжет: по дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Заходит речь о самоубийцах – один путник, с виду настоящий богатырь, говорит, что есть такой поп, который за самоубийц молится, он пил, его вздумали отрешить от должности – пытался покончить с собой, но во сне явился Господь и сказал, что он будет заступником за самоубийц. Его не стали отрешать от должности. Заинтересованные, его спутники просят рассказать им историю своей жизни. Мужика в миру звали Иван Северьяныч Флягин, он был «обещанным Богу с рождения. В ранней молодости, будучи лакеем, из молодецкой удали ударил хлыстом до смерти монаха – тот является ему во снах и говорит, что «всю жизнь будешь погибать, да не погибнешь». Реально: он убил барскую кошку, таскающую голубят под его окном – в наказание отправили мостить камнем дороги. Не выдержал – хотел повеситься – бежал с цыганом. Нянчил дочь у одного мужика, потом как-то встретилась ему мать девочки, якобы сбежавшая с любовником – он жалеет, отдает ей ребенка и с ними же бежит. Новый муж барыни выставляет его как беглого – он попадает в татарские степи, живет там несколько лет как пленник, занимается конями (у него особый талант к лошадям). Бежит – становится конэсером у одного ремонтера. Тот любит красавицу-цыганку Грушу, но в итоге собирается жениться на своей бывшей любовнице. Груша просит Флягина убить её – иначе она или покончит с собой, или станет «стыдной женщиной». Он бросает её в реку – сам ищет смерти – идет в рекруты вместо единственного сына неких стариков. Но он и там не умирает. В отставку – идет в монастырь, там его искушают бесы, кот. я вляются коровами!!! На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется».
Герой повести «Очарованный странник» — исполин физической и нравственной мощи. Он с первого же мгновения знакомства вызывает у рассказчика-автора ассоциацию с богатырем Ильей Муромцем. И под стать внешнему облику героя его порывы и стремления, выпавшие на его долю испытания. Биография Флягина вместила и одоление первого степного богатыря, и усмирение дикого коня-«людоеда» и ратные подвиги, и спасение близких ему и вовсе чужих людей, и крещение кочевников, и борьбу с мнимыми и воплотившимися в низкие души «бесами». А еще он переживает искушения чарами земной красоты. (Груша). Духовное восхождение представляет собой эволюцию народного характера за полстолетие. Флягину известно по горчайшему, толкнувшему было его на самоубийство, опыту крепостное право, иезуитизм немцев-управляющих в феодальных имениях, экзекуции над мужиками. Но социальный гуманизм — все на той же стадии, что и в крепостное время. Не случайно разговор путников, в который включается богатырь Иван Северьянович, начиная свою исповедь, идет о тех простых людях России, что «жизни борения не переносят».
Заговорив о народе как об «очарованной среде», писатель отметил черты консервативности, рутинности в быту и сознании крестьянства, исторически отлученного от просвещения крепостническим режимом. Отпечаток этот несомненен в облике Ивана Флягина, носителя религиозно-фольклорного образа мысли и присущей последнему «очарованности». Разумеется, Иван Северьянович — не столько страдалец-страстотерпец, сколько сила ищуще-деятельная, могучая. В духовном восхождении русского простолюдина к мысли о необходимости подвига-самопожертвования ради народа просвечивает надежда Лескова на грядущую социально обновляющую историческую миссию масс. Пафос художника рождает интонационный мажор «богатырской повести», блистательно продолжившей традиции гоголевских «поэм»: в ней звучит голос народной силы с ее неистраченными возможностями, говорит пробудившееся массовое сознание.
В «Левше», «Тупейном художнике» сказ Лескова достигнет особенного социального значения. Про Левшу и блоху все, надеюсь, помнят. А в рассказе «Тупейный художник» Лесков отстаивает человеческое достоинство. Сюжет: младшего брата рассказчика нянчила некая Любовь Онисимовна, которая прикладывалась к бутылочке. Однажды, в состоянии подпития, она рассказала на некой могиле свою историю. Она была актрисой в крепостном театре графа Каменского, и чувствовала к себе симпатию «тупейного художника», т.е. парикмахера Аркадия. Как-то перед представлением Аркадий причесал и убрал очень страшного брата Каменского, а за это ему грозило страшное наказание (он не мог причесывать никого, кроме графа). Любовь же граф распорядился после представления привести к нему в образе святой Цецилии (девственницы). Они бегут – их настигают. Аркадия ведут на муки – Любовь пытается задушиться своей косой. Она приходит в себя на скотном дворе – становится скотницей. Старушка Дросида, кот тоже возится с коровками, приучает её пить. Аркадия сдали в солдаты. Любовь получает письмо: Аркадий отличился на войне, едет её выкупать. Ночью его убивает пьяный грабитель, польстившийся на деньги… Unhappy end L
В начале 1880х гг. происходит окончательный разрыв Лескова с Катковым. В то же время Л. присоединяется к последователям Толстого. В 1880х внимание Л. привлекает жанр византийских легенд (опять же влияние Т.) Византия – олицетворение христианства, но ритуалов-икон-благолепия-поклонений, т.е. всего того, что было так неприятно Толстому, там была куча. К тому же эпоха Византии – далекое прошлое, легче писать притчи J
Очень толстовское произведение – «Скоморох Памфалон». Сюжет: византийский вельможа Ермий раздает все свои деньги и становится отшельником. Как-то во сне ему приходит видение: нужно идти в Дамаск, искать праведника Памфалона. Тот тупит – видение повторяется. Ермий идет в Дамаск – приходит под вечер – никто его не пускает, все боятся разбойников. Все, кроме Памфалона. Он соморох – вечером Ермий укоряет его за греховное ремесло. Тот же в ответ заботится об Ермии, укладывает его спать, приносит еды. Утром он говорит, что как-то пытался бросить ремесло скомороха, после того, как однажды выручил на вечере некой гетеры кучу денег, но отдал эти деньги за выкуп мужа и детей женщины Магны, которая была некогда в Дамаске воплощением всех добродетелей – её отдали замуж в Византию – муж разорился, его и детей продали в рабство, а её – в публичный дом. «Ах, если бы остался в Византии вельможа Ермий – таких беззаконий бы не было!» Ермий: упс.
Фишка в том, что главный праведник – скоморох, который с точки зрения церкви ведет греховную жизнь. Однако там нетолстовский финал: путь в рай отцу Ермию преграждает огненная надпись «Самомнение», а скоморох её стирает!
В 1890х гг. no more friendship – Т. и Л. Рассорились. Л. снова на позициях острой социальной критики – ток, слава Богу, про нигилистов больше не пишет). Например, в повестях «Загон», «Зимний день» он сочувствует людям, которые хотят изменить этот мир.
1894г. – «Заячий ремиз» - одна из последних повестей. Смысл названия: ремиз – разгромное поражение. Гонялся не за теми, и в конце жизни осознал свою ошибку. А нужно было сидеть и вязать чулки J Лесков не смог опубликовать повесть «Заячий ремиз»— ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь после1917г.
Сюжет: в дурке есть один псих Оноприй Опанасович Перегудов, кот. вяжет всем чулки. Он рассказывает повествователю свою жизнь: в молодости был певчим, потерял голос из-за какой-то служанки, в кот. был очень влюблен. Потом его произвели в становые – он стал искать «потрясователей», т.е. нигилистов. Напал на стриженую девушку в очках – она оказалась после тифа!!! А потрясователем был его кучер Теренька, который дурачил хозяина и вечно подсовывал ему под нос всякие прокламации. Как-то ночью он хватает с виду настоящего «врага империи» в греческой шапке – они с кучером выкидывают его в реку. А тот оказывается правительственным агентом! Теренька бросает хозяина в лесу – он находит в повозке прокламации и все понимает. Перегудов сходит с ума. Сначала о нем заботится та самая «нигилистка» Юлия Семеновна, она рассказывает про свою бабушку, кот. давали вязать чулки, чтобы она не пугала всех, выкидывая разные глупости ввиду своего старческого слабоумия. Так бедняга, который «охотился за чужими волосами, а был сам острижен» оказался в дурке и теперь вяжет всем чулки.
Источники:
- Лекция
- Учебник Скатова