Этот вопрос целиком и полностью напишу по лекции.
Николай Семенович Лесков (1831-1895). По происхождению – типичный разночинец. Родился в Орле. О ранних годах Лескова известно мало – ток то, что у него рано умер отец, Лесков не закончил Орловскую гимназию, у него не было высшего образования, и этот факт оч смущал писателя.
С 17 лет Николаша начал служить – занимался рекрутским набором. В 1857г. он переходит в фирму своего дядюшки Александра Скотта, который сформировал англоманские убеждения у племянничка. А в 1857г. ток закончилась Крымская война!!! Англия – главный враг!!! Ха-ха. По долгу службы Л. приходилось много путешествовать по России, знакомился с языком и бытом разных областей страны.
Примерно в 1860г. из-под пера Л. выходят первые тексты. Он начинает со статей, публицистических заметок. Некоторое время живет в Киеве – проявляет интерес к славянским литературам. Там же женится – брак неудачный.
С 1861г. живет в Петербурге, начинает сотрудничать с журналом «Северная пчела». В 1862г. выходит первое произведение – «Житие одной бабы» (в духе обличительной лит-ры) под псевдонимом Стебницкий. Летом 1862г. в Питере вспыхнули пожары, в поджогах обвиняли студентов-революционеров – Л. написал статью, просил правительство разобраться и нагнал на власть. Статья была воспринята как донос – редакция «Сев. Пчелы» отправила буйного сотрудничка в длительную командировку, он даже до Парижу доехал. В 1863г. вернулся в Россию и опубликовал ряд очерков. И стал работать над романом.
В 1864г. вышел роман «Некуда» (в «Библиотеке для чтения»). Антинигилистический, роман до кучи содержал пасквиль на конкретных людей (в частности, на литератора Слепцова). Лескова облаяли все, кому не лень. Он сразу был отодвинут в задние ряды литературы. Репутация «предателя» (п.а. я в упор не понимаю, кого он предал) повредила Л. и после смерти – у него нет полного собрания сочинений!!! Бедненький L
А Л. решил отвечать своим недоброжелателям. Как говорит МСМ, характер у него был склочный и вообще препаршивый. 2 половина 1860х у писателя проходит под знаком борьбы с нигилистами. Он запихивал пассажи про нигилистов во ВСЕ свои произведения того времени. Тогда были написаны следующие остросатирические произведения: «Смех и горе», «Загадочный человек» и т.п. «Загадочный человек» - это сатира на всю Россию, причем тама опять появляются реальные люди, которых жестоко поливают грязью. Короче, вывод Л. – «все в России не как у людей». Но об этих произведениях не будем подробно, их в списке нет J
В 1864г. «Библиотека для чтения» разорилась – Л. печатался в «Отечественных записках», в «Заре». С начала 1870х и до 1882г. Л. сотрудничал с «Русским вестником». Но проблемка в том, что он и Катков недолюбливали друг друга L
1864г. – повесть «Леди Макбет Мценского уезда» -трагического звучания, где автор выводит яркий образ представительницы класса купечества. Именно в первых повестях ( ещё мозя упомянуть «Воительницу», но её тоже нет в списке) проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность «сказа», родоначальником которого — наряду с Гоголем — он впоследствии стал считаться.
К началу 1870х гг. Л. постепенно оставляет нигилистов в покое. А нифига. В 1870г. выходит роман «На ножах» - опять про нигилистов. Ужасный (это не я, это цитата – п.а.). Все его ругают, даже Лесков называет его впоследствии «наихудшим своим романом». 1872г. – роман «Соборяне», последнее произведение, где изображены нигилисты, но уже скорее по инерции.
(произведения подробнее распишу в след. вопросе – п.а.)
1872г. считается поворотным в творчестве Л. От ругательств в адрес нигилистов он переходит к необычным жанрам – хроникам, сказам, пасторалям, от злободневности – к прошлому (зачастую полулегендарному). Просыпается интерес к «необычному». В 1870х гг. писатель работает над циклом «Праведники», где, по мнению критиков, ведет скрытую полемику с современностью. В процессе работы состав цикла неоднократно менялся; первоначально в цикл входили повести «Шерамур», «Несмертельный Голован», «Пигмей», «Человек на часах», «Левша», «Очарованный странник» и некоторые другие.
«Праведники» Лескова мужественно противостоят господствующему в современном им обществе духу приобретательства, «холодного, бесстрастного эгоизма и безучастия» («Пигмей»). Лескова неоднократно упрекали в том, что он изображает «розовое христианство». Возможно. Но у лесковских праведников нет черт ортодоксальных святых! От обычных людей их отличает всего-то умение ставить интересы других людей выше своих собственных. Стоит обратить внимание ещё на одну фишку: праведность у Лескова не связана с уходом из мира. Важно жить праведной жизнью вместе с людьми (так, в «Скоморохе Памфалоне» окажется, что видный византийский сановник Ермий, раздавший нищим свое имущество и ставший отшельником – дурак, т.к. после его ухода из мира в Византии начались беззакония, а он мог бы им препятствовать… а скоморох – молодец, т.к. несмотря на то, что он занимается богопротивным ремеслом, помогает горожанам).
Заранее отвечая критикам на обвинения в некоторой идеализированности своих персонажей, Лесков утверждал, что его рассказы о «праведниках» носят большей частью характер воспоминаний (в частности, что о Головане ему рассказала бабушка, и т.д.), старался придать повествованию фон исторической достоверности, вводя в сюжет описания реально существовавших людей. Как отмечали исследователи, некоторые свидетельства очевидцев, на которые ссылался писатель, являлись подлинными, другие были его же художественным вымыслом. Нередко Лесков обрабатывал старые рукописи и воспоминания.
В начале 1880х гг. происходит окончательный разрыв Лескова с Катковым. В то же время Л. присоединяется к последователям Толстого. Под влиянием Толстого Л. начал выказывать презрение ко всякого рода ритуалам и к богословию вообще, видел праведность в служении людям. (см. того же «Скомороха…») Отношения между учителем и учеником были не такими уж безоблачными: Л. раздражал Толстого «страстью к стилистической изящности». Как рассказывал МСМ, однажды Толстой поручил Л. обработать некий сюжет. Л. написал, а Толстому не понравилось. Переписывал в итоге сам J
В 1880х внимание Л. привлекает жанр византийских легенд (опять же влияние Т.) Византия – олицетворение христианства, но ритуалов-икон-благолепия-поклонений, т.е. всего того, что было так неприятно Толстому, там было ой-ой-ой. К тому же эпоха Византии – далекое прошлое, легче писать притчи.
Очень толстовское произведение – уже упоминавшийся «Скоморох Памфалон». Там фишка в том, что главный праведник – скоморох, который с точки зрения церкви ведет греховную жизнь. Однако там нетолстовский финал: путь в рай отцу Ермию преграждает огненная надпись «Самомнение», а скоморох её стирает!
В 1890х гг. no more friendship – Т. и Л. Рассорились. Л. снова на позициях острой социальной критики – ток, слава Богу, про нигилистов больше не пишет). Например, в повестях «Загон», «Зимний день» он сочувствует людям, которые хотят изменить этот мир.
1894г. – «Заячий ремиз» - одна из последних повестей. Смысл названия: ремиз – разгромное поражение. Действие происходит в дурке: главный герой Оноприй Опанасович Перегудов – псих, вяжет всем чулки J Всю жизнь гонял нигилистов (xD), а нигилист-то был у него под носом – его собственный кучер Теренька!!! Гонялся не за теми, и в конце жизни осознал свою ошибку. А нужно было сидеть и вязать чулки J Лесков не смог опубликовать повесть «Заячий ремиз» — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь после 1917г.
Умер Лесков от очередного приступа астмы в 1895г.