Из лекции:
70-е годы. Этот период логично обозначить следующими рамками - 1868-81 (81 – важная дата, так как умирает Достоевский и погибает Александр 2).
Начинается эпоха больших романов (с Преступления и Наказания), со смертью Достоевского эта эпоха заканчивается. Покушение Каракозова, закрытие радикальных левых журналов, начало реакции. 1868 г. очень важен, т.к. это год, когда появляются первые народнические работы и организации. Одно из самых громких событий конца 60-х – нечаевское дело, которое Достоевский довольно достоверно отразил в Бесах. Члены нечаевской группы убили одного из членов организации, кот. решил выйти из неё и, возможно, донести в полицию. Дело имело широкий резонанс. Правительство поступило очень мудро, придав дело огласке. В это же время появляются первые народнические кружки, и уже в 70-е гг. начинается хождение в народ (1874 г.). Это хождение в народ закончилось довольно плачевно: большинство этих людей было арестовано. Власть на всё это реагировала крайне неадекватно: огромные сроки, каторга. Следующая волна называлась «жизнь с народом», но это предприятие закончилось примерно тем же самым. Постепенно причастные к этому народному движению начали испытывать чувство, близкое к отчаянию или даже ожесточению. И вот создаётся вторая «Земля и воля». К 1878 г. раскалывается на 2 организации, различающихся фактически: одна – «Чёрный передел» (именно они исповедовали мирные меры по изменению ситуации), вторая - «Народная воля» склонялась к насильственным действиям. Волна террора, которая захлестнула Россию, началась в 1878 г., когда Вера Засулич стреляла в губернатора Трепова. Её оправдали, и больше судом присяжных революционеров не судили. С одной стороны, это событие показало симпатию общества к террору, с другой – двойственность власти. Следующий террористический акт связан с именем Кравчинского, совершившим покушение на шефа-жандарма (убил его кинжалом, вскочил в пролётку и скрылся). С 1878 г. начинается террористическая борьба. Правительство отвечало тем же, кроме того выпустило обращение к народу с просьбой о противодействии нравственному террору. На стороне террористов было явное моральное преимущество.
История постепенно сменяется историософией. Данилевский «Россия и Европа» - этот трактат во многом предшествует Шпенглеру. В этот же период начинает формироваться то, что из любезности называется русская философия (конец 70-х гг.). 1870-1871 – «Азбука социальных наук» Берви, «положение социальных классов в России». В центре идеи прогресса – труд населения, народ, а плодами этого прогресса пользуется очень узкий круг людей, те же, чьими усилиями это совершается, ничего не получают. Лавров придумал термин «критически мыслящая личность». Так вот эта личность должна осознать ситуацию и ощутить себя в долгу перед народом. Идея общины и вера в то, что русский народ уже имеет такой институт и может прийти к социализму, миную капитализм.
Журнальный период. Основные журналы эпохи: Отечественные записки, которые с 1868 редактирует Некрасов совместно с Елисеевым и Салтыковым. На протяжении 70-х гг. этот журнал умеренно-народнический. Ведущий критик - Михайловский. Печатается народническая литература. Главный его оппонент Катков с его Русским вестником. На левом фланге у Современника союзник и конкурент журнал Дело (Благосветлов). Там печатали Ткачева. Журнал стремившийся занять центристскую позицию - Вестник Европы (Стасюлевич). Центристская позиция оказалась по традиции самой уязвимой Важное явление – «Дневник писателя», выпускавшийся Достоевским. Продолжали возникать славянофильские эфемерные издания, быстро закрывавшиеся. Например, Заря. Уровень лит. критики был очень низкий, так как непосредственно литература как таковая мало кого интересовала.
По-прежнему это время прозы, эпоха большого романа (Достоевский, Толстой). Что касается драматургии, то здесь примерно то же, что и было. Складывается то, что можно было бы назвать театром Островского. Поэзию по-прежнему никто не читает. Только один человек мог снискать популярность – Некрасов (и его эпигоны). Расцвет революционной поэзии.
Из учебника Скатовой:
Именно признание несущественности тех надежд, которые возлагались на реформу [в 60х], вело
к поиску прямых контактов с народной массой, с крестьянством и придавало новому десятилетию особые, ему лишь свойственные черты. Семидесятники обостренно ощущали отличие своей роли, своей исторической судьбы от исторического предназначения, выполняемого прежними поколениями. Виднейшие деятели литературы постоянно обращались к эпохе 40-х годов, когда общественное сознание впервыепредприняло целенаправленную попытку определить свои отношения с народом и в характере этих отношений увидеть те или иные перспективы исторической судьбы России. Но недостаточность и невозможность прежних идеалов, прежней веры, которыми жила литература предыдущих десятилетий, ощущается писателями этого времени с предельной остротой. Уже в романе Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым писатель работал в 1870—
1871 годах, прозвучал упрек людям 40-х годов в отсутствии почвы.
В сущности, 70-е годы утверждали новый опыт отношений мыслящих, передовых людей с историей. Центральное место в общественном движении и в развитии русской общественной мысли 70-х годов
занимало народничество. С народническим движением непосредственно связаны и новые явления в литера-туре, а проблематика народнической прозы оказалась во многом близка, хотя и не во всем приемлема, крупным писателям, творившим в это время: Л. Н. Толстому, М. Е. Салтыкову-Щедрину,
Народническая теория формулировалась и в то же время корректировалась, оспаривалась в публицистике и критике 70-х годов. Ведущим журналом, чутко улавливающим актуальные проблемы времени, становятся в 70-е годы «Отечественные записки», возглавляемые с 1868 года Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным и Г. 3. Елисеевым.
ПОЭЗИЯ
Революционные народники создают свою поэзию, органично входящую в движение литературы этого десятилетия. В поэзии 70-х годов в целом по-прежнему сосуществуют два направления: некрасовское, гражданское — и фетовское, направление «чистого искусства», но борьба между ними значительно усилилась. «Чистое искусство» максимально мобилизует свои поэтические внутренние возможности и одновременно исчерпывает их (А. А. Фет, А. Н. Майков, А. К. Толстой). Некрасовская поэзия, утверждающая высокий идеал служения народу, испытывает в то же время свои сложности в соединении гражданского пафоса и психологизма.
Деятельность революционных народников неотрывна от поэзии. Поэзия их — это прежде всего поэтическая публицистика.
Внутреннее содержание и основная задача демократической поэзии 70-х годов — «освобождение и воспитание народа в духе гуманизма и социальной справедливости».