Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877/78) пришел в литературу вскоре после гибели Пушкина и еще при жизни Лермонтова. Некрасов — народный поэт не только "потому, что он говорил
о народе, но потому, что им говорил народ. Отсюда все его особенности: герои, темы, образы, ритмы. Народный поэт. И нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще.
1) Суперкороткий лекционный вариант с консультации
Начало творческого пути
Со смерти Лермонтова до 80х гг - непоэтическое время. За небольшим исключением ( 50е- сборники Фета, Некрасова, Тютчева, Плещеева, Случевского). Только Некрасов был известным поэтом. Фет не был никому известен. Некрасов родился в 21 г. Происходил из помещичьей семьи. Не закончил гимназию. Много мифов. Многие из них создал сам. Отправляется в Питер в 1838. Отец думает, что он будет поступать в военное училище. А у Некрасова две цели - поступить в университет и стать великим поэтом. Вез с собой тетрадку стихов. Книжку издал в 40ом – «Мечты и звуки» - эпигонские романтические стихи. Не пользовался успехом этот сборник, хотя критика приняла благосклонно. Отец был им недоволен. Отказал ему в поддержке. Начинается период бедствий Некрасова. Нищета. Жизнь на грани голодной смерти. Некрасов рассказывал, как снимал комнатку. Задолжал хозяину. Хозяин поменял в комнате замок. Некрасов оказался на улице. В этот момент он сказал себе, что не умрет с голоду, а станет миллионером. Жизненная стойкость, коммерческая хватка. Сотрудничает в мелких журналах. Пишет в фельетонах. Не брезгует лубочными сочинениями. Описание в стихах музея восковых фигур. Драматургия. Пишет водевили под псевдонимом Перепельский. Сильно опускается. То, что написано до 45 года, он не считал литературой, не перепечатывал. Некрасов пересмотрел свое представление о поэте. Поэт говорит особенными словами об особенных вещах. Так он считал раньше. Теперь он начинает понимать поэта как человека, который говорит с читателем на его языке. Публика в праве требовать от поэта того, что ей интересно. Представление о месте публики. Постепенно он выбивается. Знакомится с Белинским, Герценым, Огаревым. 1845г-второй дебют. Стихи. Стихи, которые нравятся Белинскому. "В дороге" - первое настоящее стихотворение. 1847 г - начинает с Панаевым издавать «Современник». Некрасов - самый противоречивый из всех писателей, о которых мы говорили. Личность в противоречии по отношению к творчеству. Некрасов становится богатым человеком. Ведет жизнь богатого человека. Человек пишет одно, а делает другое.
История с Белинским и «Современником»
Некрасов издал два сборника - успех натуральной школы. Белинский тоже хочет издать сборник. Поправить свое материальное положение. Белинскому писатели его круга бесплатно дают ему свои материалы. А в 1846 г Некрасову приходит мысль издавать журнал, и Белинский соглашается. Современник под руководством Некрасова с 1847 г. Предполагалось, что Белинский будет совладельцем. Некрасов не хочет делиться доходами. Некрасов отказался формально дать ему право на доходы от журнала. Логика: Белинский умирает. После его смерти права на доходы получит его жена, которую никто, кроме самого Белинского, не любил. Серьезный удар по репутации Некрасова. Он делец, а не истинно духовно развитой человек. К нему относятся с подозрением. Некрасов никогда не раскаивался. С 1847 г издает «Современник», который в 1866 закрыт. С 1867 до конца жизни «Отечественные записки». Сборник - стихотворения Некрасова- 1856. Отношения с женой Панаева, которая становится гражданской женой Некрасова (?). Яркая женщина из актерской среды. Они жили втроем в одной квартире. Панаевский цикл. Мучительные чувства. 1863г завершился роман. Они расстались после смерти Панаева. Тяжелый период. Стали появляться мемуары. Фрагменты из писем Белинского опубликованные Тургеневым. С женщинами было плохо. Содержал французскую актрису. К концу 60х жизнь установилась. Новый круг общения. Адвокаты инженеры. Последняя женщина - Зинаида Николаевна . Очень из простых. Единственная женщина, на которой он женился. 1876г-ощущает себя больным. Ипохондрик. Последний сборник – «Последние песни» 1877 г. Стихи, написанные за последний год жизни. Незадолго до смерти обвенчался с Зиночкой. Хотел дать ей формальное право на наследство. Умер в 1877(8). Похороны вылились в манифестацию.
Поэзия
Тема народа. Количественно не самая большая тема («Кому на Руси» не в счет). Два взгляда на народ – «В дороге»(1), «Зеленый шум», «Огородник» (2):
1)народ как объект этнографического изучения, натуральная школа;
2)народ, который увиден собственными глазами.
Стихов первого типа больше. Но Некрасову было свойственно соперничество с Кольцовым, который умер в 1852. Некрасов быстро Кольцова победил. "Зеленый шум"- кольцовское стихотворение, но оно выше Кольцова. Некрасов - сатирик. Массив городской поэзии («О погоде», «На улице»). Мрачный. В отчаянии. Бодлеровские мотивы. Элементы сатиры. Любовная поэзия. Панаевский цикл.
Новаторство в лирике
Новатор – вводит в поэзию любовный быт. Непосредственность любовной поэзии. Женщина как товарищ по борьбе. Любовь к падшей женщине. Дидактический элемент. Некрасов любит поучать. Гражданская поэзия (революционный подвиг). Стихи на смерть великих людей. Только Чернышевскому написал при жизни («Пророк»). Жертвует собой. Традиционная лексика (декабристская традиция). Но те же слова более предметно звучат. Предметность. Материалистичность. Тема поэта и поэзии. Нет понятия о поэте как о пророке. Пророк - человек, пожертвовавший собой. Некрасов осознавал, что поэзия - это слова, написанные на бумаге, одно дело пойти на каторгу, а поэзия - другое. Некрасов пишет о том, о чем пишет, потому что на другую тему писал бы хуже.
2) Большой вариант по научке под редакцией Скатова для тех, кто о Некрасове услышал впервые
Начало литературного пути
Путь Некрасова и в жизни и в поэзии был нелегким. Его «университеты» оказались далекими от того, что могла обещать жизнь молодому человеку из дворянской семьи среднего достатка.
Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года (по новому стилю) в украинском местечке Немирове. Там служил тогда в армии его отец, вскоре вышедший в отставку и поселившийся в своем ярославском селе Грешневе. Ранние впечатления во многом определили тот факт, что, даже сделавшись великим всероссийским поэтом, Некрасов остался певцом Волги и русского севера. Многое из того, что будет потом содержанием его стихов, прошло через собственный опыт еще маленького Некрасова, и прежде всего — людские муки. Страдания дворовых, крестьян, бурлаков сливались с ощущением страдания самого близкого существа — матери, человека большой души и высокой культуры, много терпевшей от самодура-мужа и рано умершей. Так общее страдание воспринималось и как личное, свое, рождая ненависть к источнику —
крепостному праву и к его носителям — крепостникам. А ненависть взывала к борьбе.
Очень рано началась жестокая и беспощадная борьба за право на самостоятельность. После пяти лет учения Некрасова в ярославской гимназии отец решил отдать сына в военную школу — Дворянский полк. Но в Петербурге юноша, нарушив волю родителя, стал готовиться в университет. Разгневанный отец лишил его какой бы то ни было поддержки. Будущий великий поэт, опытный издатель, руководитель крупнейшего и популярнейшего журнала России начал свою петербургскую
жизнь без денег, без связей, голодным и раздетым полубродягой. Такова была расплата за отказ идти обычным путем, за желание стать писателем. Но стать писателем оказалось трудно. обстоятельствами. В 1840 году ему удалось издать первую книжку стихов «Мечты и звуки». Книга вызвала в журналах несколько полуободрительных рецензий и резко отрицательный отзыв Белинского. Сам Некрасов обошелся со сборником круто. Подобно Гоголю, он постарался скупить и уничтожить свое первое поэтическое детище. Бесспорно, такая решительность действий была лишь следствием и выражением внутренней готовности покончить с подобными стихами. Нельзя сказать, что Некрасов знал, как и о чем писать стихи, но опыт уже показал ему, как и о чем их писать не нужно.
Начало 40-х годов, после первого сборника стихов. Становление Некрасова
Начало сороковых годов для Некрасова — время тяжелой литературной поденщины. Десятки и десятки листов — рецензии и фельетоны, комедии и заметки, сказки и водевили... И все это за копеечную плату, которая не обеспечивала даже мало-мальски сносного существования. Это была школа, в которой постигалось великое умение работать.
В те же годы приходит осознание того, что писать нужно о жизни, как она есть, что реальная действительность рвется в литературу, требует своего места в ней.
Происходит переориентация на массового демократического читателя и зрителя, особенно в таких довольно тесно связанных в творчестве Некрасова жанрах, как стихотворный фельетон («Провинциальный подьячий в Петербурге», «Говорун», «Чиновник») и водевиль. Эти жанры, прежде всего фельетон, приучали чутко внимать «злобе дня» и оперативно на нее откликаться. Все это позднее отзовется в зрелом творчестве Некрасова. Злободневность станет одной из самых ярких примет его поэзии, особенно поэзии сатирической.
Собственно драматургические опыты молодого Некрасова — в основном водевили. Наибольшим успехом пользовался водевиль Некрасова, выступавшего тогда под псевдонимом Перепельский, «Актер». Достаточно сказать, что он сохранялся в репертуаре столичных театров почти 20 лет.
Становлению Некрасова очень способствовало знакомство с Белинским в 1843 году. Сколь многим поэт считал себя обязанным Белинскому, видно хотя бы из того, что он позднее постоянно обращался к образу великого критика-революционера: в поэмах «Белинский» и «Несчастные», в стихотворении «Памяти Белинского» и в др. Как представитель нового, возглавленного Белинским направления в русском реализме, выступил в 40-е годы и Некрасов-прозаик. Так, им был напечатан очерк «Петербургские углы (Из записок одного молодого человека)», подвергшийся серьезным цензурным искажениям. Описание петербургской трущобы у молодого писателя было беспощадно смелым.
Литературная и редакторская деятельность Некрасова. Эпистолярное наследие
Вообще, литературную деятельность Некрасова уже вначале отмечает необычайное многообразие жанров. В борьбе с жизнью, в упорном сопротивлении обстоятельствам складывается характер не
только писателя, поэта, но и одного из руководителей литературного процесса, организатора передовых литературных сил. В середине 40-х годов Некрасов уже издатель нескольких альманахов.
С 1847 по 1866 год поэт издает и редактирует журнал «Современник», а с 1868 года и до самой смерти — журнал «Отечественные записки».
Трудно переоценить значение деятельности Некрасова — редактора журнала, через школу которого прошли Тургенев и Гончаров, где начинал Лев Толстой, а критиками были сначала Белинский, позднее — Чернышевский и Добролюбов. Но Некрасов и сам незаурядный литературный критик. Он, по сути, заново открыл для русской литературы талант Федора Ивановича Тютчева и ввел его в самый первый ряд русской поэзии, поставив непосредственно за Пушкиным и Лермонтовым. Наконец, важной составной частью литературного наследия Некрасова являются его письма. Они представляют ценность не только для биографов и комментаторов. У Некрасова немало писем поразительной силы. Многие из них проливают дополнительный свет на его творчество.
Середина 40-х – начало 50-х годов. Самобытность и новаторство поэта
Становление поэтического дарования Некрасова закончилось к середине 40-х годов, далее можно говорите уже о развитии вполне зрелого самобытного поэта. Раскрывается то замечательное качество некрасовской поэзии — демократизм. Прежде всего был необычным сам предмет изображения во многих некрасовских стихотворениях. Жизнь мелкого чиновника, несчастной проститутки, ограбленного крестьянина — все стало темой лирического стихотворения, самая структура которого становилась иной. Жизнь новых героев лирики потребовала повествовательных сюжетов и в них находила свое выражение. Стихотворение под пером Некрасова становилось стихотворением-рассказом, стихотворением-новеллой.
Лирика Некрасова очень многогеройна. Это подчас целая галерея перевоплощений, своеобразных масок. Огородник и крестьянка-старуха, бедный интеллигент-разночинец и богатый ханжа-барин
обрели в его поэзии свой голос. Вот такое умение Некрасова войти в мир других, многих людей, стать поэтом массы и определило своеобразие его многотемной, многогеройной и многоголосной лирики. Но особенно оригинален Некрасов там, где он достигает органичного слияния с миром своего героя. Такого единства поэт в стихотворениях 40—50-х годов достигает не так уж часто, но это путь, на котором Некрасов придет к важнейшим художественным достижениям в изображении народной жизни в 60-е годы. Однако это не значит, что Некрасов всегда просто растворялся в своих героях. В его лирике ясно ощущается своеобразие его собственного голоса, сливающегося с голосами других, но умеющего оставаться самим собой. В ней есть единство идейных определений и акцентов, точно указывающих, с кем и за кого лирический герой — автор. В ней есть и единство ритмического строя своеобразного «тягучего» некрасовского стиха, который мы узнаем сразу, который как будто бы однообразен, но этим в известном смысле противостоит многоголосому миру его лирики и не дает ему рассыпаться.
Нельзя сказать, что духовная жизнь народа была Некрасовым исследована широко и многосторонне уже в 40—50-е годы. Отсюда подчас неумение преодолеть известный натурализм в изображении
жизни крестьянина, в передаче крестьянской речи. Вспомним хотя бы все эти «патрет», «врезамшись» и т. д. стихотворения «В дороге»; ничего подобного этой исковерканной, хотя и переданной с дотошной верностью реально-бытовой речи мы не найдем в поэзии Некрасова 60-х годов. «Крестьянский» Некрасов в 40—50-е годы не так уж много пишет произведений о народе, хотя написанное важно и значимо и в русской литературе, и для развития самого поэта.
1856 год и далее
Лишь в 1856 году, после семнадцати лет напряженной и плодотворной работы, вышла вторая после сборника «Мечты и звуки», а по существу первая книга стихотворений Некрасова. Все современники
пишут об успехе, невиданном «со времен Пушкина». Сборник готовился в пору для Некрасова очень тяжелую. «Последние элегии» — так прощально озаглавил поэт ряд стихотворений. Тяжелая болезнь
заставляла думать о близком конце. Поэтому первый сборник в глазах Некрасова приобретал и характер поэтического завещания. Этим, в частности, объясняется тщательная продуманность композиции сборника, явившего собой книгу с четким планом, с внутренним соотношением разделов, ее составлявших. Характер книги как целого определялся вступлением, роль которого сыграло знаменитое стихотворение «Поэт и гражданин». Значимость и декларативный характер
стихотворения подчеркивались и особым шрифтом, которым оно было напечатано. Это одно из самых глубоких произведений русской поэзии о соотношении гражданственности и искусства.
За образом гражданина угадывались учителя и друзья поэта, великие граждане России — Белинский, Чернышевский. Но это не просто поучение. В споре, который ведут поэт и гражданин, не расставлены все точки над «i». He случайно это произведение развилось из стихотворения-обращения «Русскому писателю», из монолога стало диалогом. Много мучительных и горьких сомнений высказал поэт, в которых, бесспорно, нашли выражение настроения, владевшие самим Некрасовым, и в которых отражалась его творческая судьба. Таким образом, «Поэт и гражданин» не только утверждение, но и раздумье, не только проповедь, но и исповедь. И конечно, это нетерпеливое ожидание лучшего будущего и отрицание настоящего,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо.
Стихотворение вызвало особые нападки и долго печаталось с цензурными вариантами и купюрами.
Пародия и подражание Некрасова
Сатира часто была для поэта не только средством обличения, но и сыграла важную роль в освобождении Некрасова от старых литературных канонов. Особое место в ней занимала пародия.
Некрасовская пародия всегда больше, чем просто пародия. Это по существу новая литературная форма. Такова и «Колыбельная песня». Некрасовская «Колыбельная» написана по типу «Казачьей колыбельной» Лермонтова. Некрасовскую сатиру легко принять за прямую пародию на Лермонтова, тем более что внешне в своих шести строфах Некрасов очень точно повторил «сюжет» шести строф «Казачьей колыбельной». Однако еще сам Некрасов назвал свою сатиру подражанием. Оговорка, тем не менее, не была принята во внимание. Некрасовское стихотворение было актом удивительной, не только политической, но и поэтической смелости, шокировавшей многих. Некрасовская пародия, и в этом суть ее, не только не разрушает внутреннего мира стихотворения Лермонтова, но предполагает сохранение его целостности. Она не пародирует внутренний мир лермонтовского стихотворения, но создает свой и иной мир. Внешне единая форма (не случайно имеет место точное построчное следование лермонтовским стихам) не объединяет два мира, а служит их противопоставлению. Подражание Некрасова — не только факт общественной борьбы, но и один из этапов снижения традиционно-поэтического и обретения новой поэтичности. Так, «месяц ясный» у Лермонтова становится у Некрасова «месяцем медным». Здесь появляется не просто неожиданный и резкий прозаизм. В силу уже ближайших ассоциаций (медные деньги, медный пятак) он становится образом-символом, бросающим тень на всю картину и неотрывным от нее.
Интимная лирика Некрасова. Околошестидесятые годы. Художественное новаторство поэта
Наконец, большое место в сборнике заняла лирика в собственном смысле слова, лирика интимная. Было бы неверно, однако, в ряду гражданских стихов рассматривать любовную лирику Некрасова
только как дань, которую отдал поэт традиционной «вечной» теме. И здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство.
Своеобразие лирики Некрасова заключается в том, что в ней как бы разрушается лирическая замкнутость, преодолевается лирический эгоцентризм. И любовные стихи Некрасова открыты для героини, для нее. Она входит в стихотворение со всем богатством и сложностью своего внутреннего мира. Некрасов шел новым и непростым путем. Так появляется в его поэзии «проза любви». Эта область противоречивых чувств и отношений потребовала новых форм для своего выражения.
В поэзии Некрасова создается нечто вроде психологического лирического романа, который
образует группу стихов так называемого «панаевского цикла». Стихи этого цикла имеют определенную автобиографическую основу, не сводясь, естественно, к ней,— длительный, подчас мучительный роман Некрасова и А. Я. Панаевой, которая в дальнейшем стала его гражданской женой. Некрасов вступал здесь в бесконечно более сложную психологически и высокую область постижения человеческой натуры, чем та, что была доступна «натуральной школе» и ему самому в начале сороковых годов и которая исчерпывалась, собственно, «социальной психологией», обусловливалась и объяснялась непосредственно бытом, средой. Он постигал натуру уже совсем не в духе «натуральной школы», а скорее в духе Достоевского. В этом смысле любовный цикл «панаевских» стихов был важен для будущей работы Некрасова над характерами и в лирике, и в поэмах. Некрасов не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал ее прозу.
1860 год и далее. Работа на поэмами
«Мороз, Красный нос»,— писал современный Некрасову критик Зотов,— принадлежит к числу лучших поэм Некрасова. Вся она проникнута таким знанием русского человека и русской жизни, такой любовью к народу, что после этой поэмы всякое сомнение в значении Некрасова, как истинно народного поэта, не может иметь места... Вся русская природа, весь быт деревни обрисованы и прочувствованы чрезвычайно верно». Искусство поэта проявилось, конечно, не в том, что он представил развернутые описания, широкие картины «всей природы», «всего быта» сами по
себе. Поэма поражает как раз концентрированностью и сжатостью, не описанием быта, а ощущением его. Разные стороны жизни народа, его психологии встают за кратким упоминанием, иногда за
одним точным определением. На первый взгляд, особенно если иметь в виду лишь сюжет поэмы,
внешнюю канву повествования, произведение Некрасова может показаться не слишком масштабным: ведь речь идет об одной крестьянской семье и, по сути, об одном, хотя и драматическом» эпизоде из ее жизни. Под пером Некрасова рассказ о жизни крестьянской семьи стал этапом в художественной летописи целого народа. При кажущейся простоте ситуации «Мороз, Красный нос» — одно из самых сложных у Некрасова, да и вообще в русской литературе произведений.
В начале 60-х годов приступает Некрасов и к работе над произведением, которое сам считал делом своей жизни, которое, по собственным словам автора, двадцать лет собиралось по словечку,— над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Уже название поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни и на то, что жизнь эта будет исследована сверху донизу. С самого начала в произведении определяется и главный герой ее — мужик. Даже когда речь идет не о народной жизни, он оказывается конечной инстанцией, социальной, нравственной и эстетической, к которой все в поэме сводится, последним судьей и вершителем приговоров. Именно в мужицкой среде возникает знаменитый спор, и семь правдоискателей с их подлинно мужицким стремлением докопаться до корня отправляются путешествовать по России, бесконечно повторяя, варьируя и углубляя свой вопрос: кто счастлив на Руси? Герои планомерно ищут счастливого и не находят.
Немного о героях КНРЖХ
На фоне крестьянского мира выделяются и отдельные яркие образы крестьян. Это не только результат острого художнического видения и предмет художественной индивидуализации. Это и следствие революционно-демократических воззрений писателя, наблюдавшего социальную дифференциацию. Для Некрасова, в отличие от многих писателей-народников, не существовало некоего единого типа мужика. Вот почему так непримирим поэт к проявлениям рабской мужицкой психологии, а портреты холопов стоят в одном ряду с портретами угнетателей, хотя и приобретают подчас трагическую окраску, как в рассказе «Про холопа примерного — Якова верного».
Большое и особое место занимает в поэме образ крестьянки Матрены Тимофеевны. Русская женщина неизменно привлекала внимание Некрасова. Образ героини поэмы как бы синтезирует искания поэта в создании образа женщины-крестьянки. Он рисует характер исключительный. Матрена Тимофеевна — умный, самоотверженный человек, носящий «гневное» сердце, помнящий о «неоплаченных» обидах, женщина с сильным характером, который складывался в преодолении жизненных трудностей. Матрена Тимофеевна — человек исключительный, губернаторша, но она человек из этой же трудовой толпы.
Рассказ Матрены Тимофеевны воссоздает и один из самых примечательных образов поэмы — образ Савелия, богатыря святорусского. На реальнейший образ крестьянина-бунтаря лег отблеск древних
преданий. Впервые с такой силой вошла в поэму и уже до конца не уйдет из нее тема народного богатырства, находящая опору в былинной истории.
БОЖЕ КОРОЧЕ ГОВОРЯ ЧЕГО ТОЛЬКО НЕТ В КОМУ НА РУСИ, НО ОПИСЫВАТЬ ВСЕ ЭТО БЕССМЫСЛЕННО, Я БОЮСЬ, НИКТО УЖЕ НЕ ДОЧИТАЕТ, ПОЭТОМУ ФИНАЛОЧКА
1877 год. Смерть поэта
Свои «Последние песни» — именно так назвал Некрасов последнюю книгу, которая вышла в марте 1877 года,— поэт допевал, будучи смертельно больным. В сборник вошли стихи, написанные за год до смерти, появлявшиеся в перерывах мучительно протекавшей болезни. Еще раз являл поэт не только колоссальную силу поэтической энергии, но и могучую силу духа. На знаменитой картине Крамского «Н. А. Некрасов в период «Последних песен»» изображен полусидящим на кровати, однако на самом деле он не поднимался из-за ужасных болей, и художник, чтобы сгладить драматичность сюжета и ободрить почитателей таланта Некрасова, изобразил его в другой позе, менее душераздирающей. Умер Некрасов 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю). Но поэзия его продолжает жить и не только сама по себе. Как всякая
великая творческая стихия, она оплодотворила многие таланты, большие и малые, отозвалась в стихах А. Блока и В. Маяковского, докатилась до наших дней, сказалась в лирике М. Исаковского
и в эпосе А. Твардовского.