Андре́й Арсе́ньевич Тарко́вский (4 апреля 1932, село Завражье, Юрьевецкий район, Ивановская Промышленная область[5] — 29 декабря 1986, Париж, Франция) — советский кинорежиссёр, сценарист. Народный артист РСФСР (1980). Его фильмы «Андрей Рублёв», «Зеркало» и «Сталкер» регулярно включаются в списки лучших кинопроизведений всех времён[6]
Творчество Андрея Тарковского представляет собой значительное и необычное явление мировой культуры. Его фильмы образуют величественный цикл о страданиях и надеждах человека, взявшего на себя бремя нравственной ответственности за весь мир. Концептуальные и художественные решения Тарковского отличаются оригинальностью и глубиной. События его фильмов погружены в атмосферу загадочности и многозначности, которая побуждает зрителя искать различные, порой взаимоисключающие интерпретации.
Тарковский не только предложил новое, сугубо кинематографическое единство формы и содержания, не только установил новую планку кинематографа как искусства, но и — практически единственный — дал в своём творчестве адекватное предложение того, как, несмотря на всё происходящее в мире, можно всё-таки как-то продолжать жить, что-нибудь делать, к чему-то стремиться.
"Андрей Рублёв" — об искусстве в условиях морального распада всей окружающей действительности. "Сталкер" — о том, что спасение может быть только личным. "Солярис" — о попытке остаться человеком при столкновении с нечеловеческим. "Жертвоприношение" — о жертве, которую каждое старшее поколение должно принести каждому следующему.
Подобные темы очень сложно поднять — на сугубо индивидуальном уровне. Для этого нужны и цельное мировидение, и способность протягивать связи между очень удалёнными культурными пластами — а ведь кино в то время было всё ещё очень молодо, в нём почти не было практики постановки такого рода задач. Поэтому Тарковский открыл свой собственный язык — во многом наследующий из опыта религиозного Возрождения
Этот язык скорее показывает, чем рассказывает. Герой Тарковского может быть очень внешне спокоен, но переживать огромное внутреннее напряжение — которое проявится вне его, в ветках, воде, камнях. Это растворение частного в общем, частное как общее, неотделимость человека ото всего остального мира, и от других людей.
Наконец, Тарковский оказывал огромное влияние просто своим отношением к искусству. Для него искусство было способом возделывания человека, способом бескорыстия, способом служения, а художник всё время расплачивался за дарованную ему возможность брать что-то, что нельзя даже сформулировать, и делать это ясным и ощутимым.
Всё это вместе — отношение, вопросы, язык — оказались достаточно широкими и всечеловечными, что им попросту некуда устаревать.
Одним из важнейшиОдним из важнейших вопросов изучения Тарковского является структура художественного мира его фильмов. Тарковский не раз указывал, что для него главной задачей было не воплощение сюжета или характеров не поиск в области художественной формы, а создание целостного, органичного, по его выражению — "витального" (то есть живого и развивающегося подобно органической материи) — внутреннего мира в фильмах. Неустойчивое, развивающееся, "пульсирующее", как любил говорить режиссер, состояние этого внутреннего мира и, главное, определенная направленность его развития является мощным смысловым компонентом в фильмах Тарковского. Пафос его фильмов, как показано в диссертации, раскрывается в целенаправленной тенденции развития внутреннего мира фильмов от состояния косной материи к состоянию высшей духовности.