Выразительные средства кинематографа — художественные средства, с помощью которых раскрывается тема и идея кинофильма. Кино использует выразительные средства как большинства искусств, так и свои собственные, специфические. К первым относятся композиция фильма в целом, ритм и темп, характеры и образы, а также слово, музыка и натурные звуки (часто их называют шумами), ко вторым — движущееся изображение на экране и монтаж — сложный технический и творческий процесс соединения кадров, обеспечивающий организацию материала в связный рассказ на экране — кинофильм.
Слово – литературная основа кино. Основной материал для кино- киносценарий.
Сценарий. Любой фильм имеет в основе сценарий. Сначала были нумерные (технические) сценарии, потом существовали режиссерские сценарии. Существует понятие режиссерский сценарий. Где режиссер полностью расписывает каждый кадр, некоторые его даже рисуют.
Визуальные средства выразительности:
Кадр – это одно деление на киноплёнке или пространство ограниченное рамками экрана.
План – это масштаб изображения на экране (общий, средний, крупный, сверхкрупный).
Ракурс – угол «зрения» камеры (верхний, нижний, прямой)
Монтаж
сборка (фр.) сочетание кадров в фильме по их изобразительной форме и содержанию. Первые фильмы Люмьеров состояли из одного кадра, отсутствовал монтаж. Со временем хотелось продлить изображение. Переставить кадры – технический монтаж. Но это было формальное соединение, однако, старались выстроить некоторое сочетание кадров. Затем на основе технического монтажа появляется художественный монтаж, и тогда он приобретает смысл метода режиссерского мышления.
Виды монтажа:
· Межкадровый – связан с тем, что мы соединяем отдельно снятые кадры. Существует несколько разновидностей:
1. Повествовательный – предполагает разбивку кадра на несколько элементов. Выстроена последовательность событий
2. Параллельный монтаж – создает незаконченные действия, присоединения усиливают эмоциональное воздействие этих историй. Прием сопоставления. Выявления сходства, различия и т.д. Разновидность параллельного – перекрестный, где показано противоречие между событиями.
3. Ассоциативно-образный монтаж – соединение таких событий. Которые на первый взгляд никак не связаны. Тем самым вызывают те или иные мысли. Убийство рабочих сравнивается с убийством быков на бойне.
4. Дистанционный монтаж – самый новый монтаж. Артур Пелишян. Он соединяет ряд кадров, перемежающихся одним «ударным» кадром, смысловой акцент. В результате все остальные кадры начинают «двигаться навстречу» ударному.
· Внутрикадровый - тот кадр, кот длится от включения до выключения, поэтому монтаж осуществляется в момент съемки, пока камера двигается.
1. Панорамирование – съемка камеры, когда она двигается вдоль своей вертикальной или горизонтальной оси
2. Проезд/тревелинг- горизонтальный (вдоль улиц домов). Вертикальный (от земли до крыши дома), движущийся (параллельно движущемуся предмету)
3. Отъезд и наезд на объект – меняется крупность изображения за счет оптики
4. Траекторная съемка – сочетание тревелинга и панорамирования
Свет
- важнейшая составляющая художественного образа. При бытовом освещении самое прекрасное лицо будет выглядеть плоско и «бездушно». Правильное же освещение способно создать неповторимый образ, передать мыль и настроение не только отдельного предмета, но и целой композиции. Создание кино немыслимо без освещения. Разрушаются основные принципы, исчезает поэтика, появляется обыденность и серость.
Любое кинематографическое изображение можно построить при помощи двух основных видов освещения (или их совокупности), дающих различную характеристику снимаемому объекту:
1) свет концентрированный, направленный, резко выявляющий форму предметов; создавая глубокие тени, он четко обрисовывает контур освещенного объекта;
2) свет рассеянный (заливающий), создающий в основном мягкую, пластически моделирующую полутень.
В зависимости от примененного вида освещения находятся и тональные соотношения на обрабатываемых светом предметах.
В черно-белом киноизображении оператор располагает только ахроматическими тонами, которые переходами от черного к белому образуют тональную гамму той или иной широты. Эта гамма тем шире, чем больше в ней ступеней, различных полутонов серого цвета. Применением рассеянного освещения достигается широкая тональная гамма; свет направленный, концентрированный создает изображение с узкой тональной гаммой. Выбрав тот или иной вид освещения изображения, и определив желаемое направление света, мы тем самым распределяем на поверхности снимаемого предмета светотеневые и тональные пятна.
Традиционно в обязанности режиссёра входит:
- определение главной мысли произведения — сверхзадачи (что я хочу сказать зрителям, что зритель должен понять);
- определение общего художественного стиля фильма;
- реализация сценария;
- руководство актёрами, как с точки зрения мизансцены, так и с точки зрения манеры игры и других выразительных средств;
- руководство работой кинооператора;
- руководство монтажом фильма.[3]
Актёрское искусство — профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества[1].
Исполняя определённую роль в театральном представлении, актёр как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Путём воздействия на зрителя во время спектакля создаётся особое игровое пространство и сообщество актёров и зрителей[1].