К концу XIX века кукольный театр существовал уже глав- ным образом как домашний театр. Режиссер П. П. Сазонов вспоминал: «Еще в начале XX века ни одного серьезного ку- кольного театра ни в одном городе России не было». Существо- вали петрушечные театры, путешествовавшие по ярмаркам и балаганам. Театры марионеточного типа, как это было у И. А. Зайцева, встречались крайне редко.37 В начале XX века «дань марионеткам» отдали едва ли не все деятели российского театра. Тон задали символисты38 . В те- атре символизм вступил в конфликт с живым актером, его те- лом и привел к мысли об идеальном актере символистского те- атра – кукле.
Иван Зайцев — легенда народного театра кукол, известный русский кукольник, первым получивший почетное звание «Заслуженный артист России». Профессиональные выступления начал, когда ему исполнилось семь лет, в цирке Гинке в Москве, где его отец был цирковым наездником и искусным бутафором.
С 80-х годов работал с куклами в известном московском балагане Вайнштока и Механическом театре кукол Тарвита, где принимал участие в кукольных представлениях, изображавших известные битвы и экзотические сцены — «Взятие Плевны», «Сдача Османа-паши», «Въезд шаха Персидского», «Похороны Папы Римского» и др.
С 90-х годов выступал с собственным кукольным спектаклем «Цирк», который с удовольствием смотрели и дети, и взрослые. Спектакль состоял из цирковых номеров, которые с блеском исполняли куклы-марионетки. Некоторые из этих кукол сохранились в Музее кукол Театра Образцова
Одновременно Иван Зайцев ходил со своей ширмой и шарманкой по московским улицам и дворам; показывая представления о Петрушке. Среди спектаклей Зайцева было и «Путешествие купца Сидорыча в ад и рай», напоминавшее по сюжету старинное кукольное представление о докторе Фаусте
В 1932 году Ивана Зайцева пригласил работать в только что созданный театр кукол Сергей Образцов. Работая в театре, продолжал играть традиционные кукольные спектакли, передавая свое искусство и даже оказывая финансовую помощь молодому театру кукол.
Иван Финогенович Зайцев одинаково хорошо владел и марионетками и перчаточными куклами сам их делал, придумывал кукольные трюки и представления
Николай Беззубцев
искусствовед, музеевед, режиссер, художник-кукольник, организовал в Воронежском государственном университете театр Петрушек (8 октября 1925 года) - первый в Воронеже кукольный театр (с 1930 года - профессиональный коллектив).
Сделал куклу Петрушку, а затем Негритенка. С ними играл любительские спектакли. Там же, в университете, с группой энтузиастов поставил спектакль с перчаточными куклами по «Женитьбе» Н.Гоголя, несколько концертных программ, по басням И. Крылова, сказке М.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил», оперу Н.Корчмарева «Бунт кукол». Небольшой самодеятельный коллектив быстро получил известность и 5 января1930 г. был официально зарегистрирован при Воронежском областном отделе образования как профессиональный. Но самому Б. не суждено было работать в этом театре. В 1930 г. он был арестован по «делу краеведов» (обвинялся в организации, под прикрытием научных изысканий, тайного общества) и репрессирован. С 1947 по 1955гг. работал в Чкаловском (Оренбургском) театре кукол. Вначале как скульптор, затем — художник-постановщик и режиссер. Автор кукол к спектаклям «Теремок», «Басни Крылова», «Волшебная калоша»,«Серебряное копытце» и др. В качестве режиссера ихудожника осуществил постановку спектаклей «Охотник Талласа», «Никита Кожемяка», «Аленькийцветочек», «Ночь перед Рождеством» и др. Его куклы отличает особая художественная выразительность. Это подлинные произведения искусства. Небольшая коллекция кукол Беззубцева хранится в Музее театра им. С. В. Образцова.
Евгений Деммени
один из создателей советского профессионального те- атра кукол. Основатель и руководи- тель «Театра Петрушки» и Ленин- градского государственного театра марионеток.
. Он создал российский профессиональный театр марионе- ток. Этот театр так и называют – Театр Деммени. Спектакли с марионетками он начал ставить в 1930 году. Первым стал паро- дийный спектакль «Наш цирк». Среди других спектаклей этого и более позднего времени «Пустяки» (1932), «Кукольный го- род» (1939), «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца (1940), «Гулливер в стране Лиллипутов» Дж. Свифта, «Мальчик-с- пальчик» Ш. Пьеро (1946), «Проказницы из Виндзора» У. Шек- спира (1946) и др47 .
Е. С. Деммени был театральным новатором:
- отказался от занавеса, часто использовал прием «моно- видения» – создавал такой окружающий героев мир, каким они могли его увидеть. Для этого он играл с вещами, увеличивая и уменьшая их соответственно героям спектакля;
- он ввел понятие первого и второго плана, подразумевая под этим, что куклы могут играть не только у края ширмы, но и в глубине сцены, как бы за второй, чуть возвышающейся гряд- кой;
- Деммени неоднократно подчеркивал, что в изобрази- тельном решении спектаклей следует исходить из принципа: «только главное, необходимое для действия, тогда внимание не будет рассеиваться».
- он впервые ставит вопрос о том, что актер-кукольник должен знать законы своего искусства;
- Деммени первым в театре кукол предложил использовать музыку не в качестве иллюстрации событий, а как краску, до- полнительную характеристику действующих лиц.
Если говорить об особенностях Е. С. Деммени как поста- новщика спектакля, нельзя не обратить внимание на следующие характерные особенности его творческого метода:
- - Деммени задолго до начала репетиций придумывал свой будущий спектакль и в соответствии со своим замыслом давал точное задание художнику, скульптору-конструктору и компо- зитору;
- - канонический текст пьесы, принятый к постановке, он пытался, работая над режиссерской экспликацией, довести до максимальной обобщенности звучания, пытаясь и от художни- ка, и от скульптора, и от композитора добиться наибольшей вы- разительно-смысловой условности;
- приходил на репетиции к актерам, уже имея твердый ре- жиссерский план, готовых кукол, декорации и музыку; он ясно уже видел тот спектакль, приближение к которому и составляло цель его репетиций;
- в процессе работы с актерами главными оказывались по- каз, разводка мизансцен, за актером оставалась задача хорошо выполнить то, что придумано и заранее графически размечено режиссером
В дообразцовский период тот метод, который развивал Е. С. Деммени, был признан кукольниками всей страны самым плодотворным и наиболее эффективным.