Бытие – фундаментальная мировоззренческая и методологическая проблема. Суть проблемы: мы не в состоянии охватить мышлением объективную реальность ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления (Существует объект или нет? Где критерий реальности?).
Три аспекта проблемы бытия в мировой философии:
1.вопросы и ответы о существовании мира и его природе;
2.вопросы и ответы о единстве мира, позволяющие его понять как целостное, непреходящее, материальное единство бесконечного
3.вопросы и ответы о мире как о совокупной реальности, обладающей внутренней логикой существования и развития.
Однозначное определение данной категории до настоящего времени не найдено.
Впервые понятие Б. ввел Парменид: бытие существует, оно непрерывно, однородно, неподвижно; ничего, кроме бытия, нет → небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет». Парменид также провозглашал единство мысли и бытия.
Чаще всего понятие Б. означает:
1.все существующее
2.философскую категорию, обозначающую независимое от сознания человека существование объективной реальности.
Глубинный смысл бытия является все подлинное. Каждый опирается в жизни на самое простое и очевидное, что не вызывает сомнения. И первое из таких вещей – это убеждение в незыблемости окружающего мира, вера в то, что «мир был, есть и будет».
Мир как реальность многообразен, неоднороден в своем бытии. Но между разными бытийными целостностями окружающего мира (природные, общественные, вещные и духовные) есть общее – ОНИ ЕСТЬ.
Философское осмысление проблемы бытия не ограничивается только фактом существования мира, а делает акцент на смысле этого существования. Кант: «Бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе».
Категория Б. – наиболее общее и абстрактное философское понятие, употребляемое преимущественно в двух значениях:
1.понятие, обозначающее объективный мир, существующий независимо от сознания людей
2.понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.
Бытие формирует представление о том, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничивают нашу деятельность.
Можно выделить следующие основные формы бытия:
- бытие вещей, процессов и состояний природы: материальный природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей.
- бытие человека: Ч. принадлежит двум мирам – природному телесному миру как его неорганическая часть и психическому миру, миру сознания, творчества, свободы. Ч. постоянно преобразует действительность, выходит за пределы имеющихся рамок – трансцендирование.
- бытие духовного: субъективный дух – это внутренний психический мир человека. Но в процессе соц. взаимоотношений возникают объективизированные формы духовного (язык, мораль, искусство, научные теории, религия, …). Это все связано с психической деятельностью людей, но логика их функционирования обладает самостоятельностью → потому и выделяют объективированное духовное.
- бытие социальное: человек воздействует на окр. мир, трудится, использует орудия труда, самореализуются, а для этого создаются сообщества людей (напр. государство и т.д.). Индивид взаимодействует с миром социальным. Индивидуальное социальное – статусы индивида (национальный, классовый, кастовый, этнический и т.д.. Объективированное социальное – в разл. сообществах, институтах, организациях и отношениях между ними.
Еще одна классификация форм бытия:
1.Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение;
2.Субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.
Понятие "материальное" и "идеальное" широко используется различными науками, оно является производным от понятий материя, дух и идея.
Материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; Материализм (от латинского - вещественный) - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое. * Основные представители стихийного материализма: школа чарвака-локаята в Индии, школа книги Перемен в Китае, Фалес, Анаксимен, Гераклит в древней Греции. Основные представители механистического материализма: Т. Гоббс, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, М. В. Ломоносов. Основные представители диалектического и исторического материализма : К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, А. Грамши, Д. Лукач и пр
Идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; Идеализм (франц. – идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. * Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.).
Всеобщее, единичное и особенное в Б.
- философские категории, выражающие объективные связи мира, соотношение между бесконечными предметами и явлениями и универсальностью управляющих ими законов.
Единичное – отдельные предметы, ограниченные в пространстве и времени.
Всеобщее – сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, на основе которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс.
Особенное – единство единичного и всеобщего.
42.