1ми представит «органической рус Ф» были западники и славянофилы.
К зап: П.Л. Чаадаев, А.Л. Герцен, Т.М. Грановский, Н.Г. Чернышевский, В.П. Боткин и др. Осн идея западников - в признании европ культуры последним словом мир цивилизации, необходимости полн культ воссоединения с Западом, использования опыта его развития для процвет Р.
Особ место в рус Ф XIX в. вообще, а в западничестве в частн занимает П.Я. Чаадаев, мыслитель, сделавш 1й шаг в самост филос творчестве в Р XIX столетия, положивший начало идеям западников. Свое филос миропонимание он излагает в «Философич письмах» и в работе «Апология сумасшедшего».
По-своему понимал Чаадаев и вопрос о сближ Р и Запада. Он видел в этом сближ не механич заимствование западноевроп опыта, а объединение на общ христ основе, требующ реформации, обновления православия. Это обновл Чаадаев видел не в подчинении православия католиц, а именно в обновлении, освобождении от застывш догм и придании религиоз вере жизненности и активности, чтобы она могла способст обновлению всех сторон и форм жизни. Эта идея Чаадаева позже была глубоко разработ видн представителем славянофильства А. Хомяковым.
2е направление в рус Ф 1й половины XIX в. - славянофильство. О сторонниках этого напр сложилось устойч мнение как о представителях либер дворянства, провозглашающ особое историч предназначение России, особые пути развития ее культ и дух жизни. Такое односторон толкование славяноф-а нередко приводило к тому, что это направ трактовалось как реакцион или, в лучш случае, как консер, отсталое. Подобная оценка далека от истины. Славяноф действите противопост Восток Западу, оставаясь в своих филос, религ историко-филос воззрениях на русской почве. Но противопоставление Западу проявлялось у них не в огульном отрицании его достижений, не в замшелом национализме. Напротив, славянофилы признавали и высоко ценили достоинства западноевроп культуры, Ф, дух жизни в целом. Они творчески восприн Ф Шеллинга, Гегеля, стремились использ их идеи.
Славяноф отрицали и не восприним негат стороны запад цивилизации: соц антагонизмы, крайний индивидуализм и меркантильность, излиш рациональность и т.п. Истинное противостояние славянофи Западу заключалось в различ подходе к пониманию основ, «начал» русской и западноевр жизни. Славянофилы исходили из убежд, что рус народ долж обладать самобытными дух ценностями, а не восприним огульно и пассивно духо продукцию Запада. И это мнение сохраняет свою актуальность и поныне.
В разв славянофильства особ роль сыграли И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Многообразие их взглядов объед общая позиц: признание основополагающ значения православия, рассмотрение веры как источ истинных знаний. В основе филос мировоззрения славяноф лежит церк сознание, выяснение сущности церкви. Наибо полно эта основа раскрыта Л.С. Хомяковым. Церковь для него не является систем или организацией, учреждением. Он восприним Церковь как живой, духов организм, воплощающ в себе истину и любовь, как дух единство людей, находящих в ней более совершенную, благодарн жизнь, чем вне ее. Осн принципом Церкви является органич, естественн, а не принудительное единение людей на общей духов основе: бескорыстной любви к Христу.
Итак, западничество и славянофильство — 2 противополож, но и вместе с тем взаимосвяза тенденции в развитии рус филос мысли, наглядно показавш самобытность и большой творч потенциал рус Ф XIX в.
Немного про представителей Западничества:
К ранним западникам обычно относят П.Я Чаадаева, Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена. Из этой плеяды русских мыслителей широтой и глубиной своих философских воззрений выделялся Александр Иванович Герцен, философ, писатель, политический деятель, наконец, политический изгнанник.Герцен прекрасно знал учения Шеллинга, Гегеля, Сен-Симона, др западных философов. Диалектику Гегеля он оценивал как "алгебру революции". Быстр филос развитие Герцена привело к тому, что уже в начале 40-х годов он достигает филос уровня наиболее видных зап мыслителей своего времени. При этом для Ф Герцена характерны многие типич для отечеств философии черты: синтетичность, народность, всеохватность. Герцен — знаток Ф, логики, литры, истории, он имеет физико-матем образование. Весь комплекс знаний Герцен стремится объединить в един жизн целое, развивая при этом значительно рельефнее, чем это делали славянофилы, рационалистические аспекты Ф. Все филос построения Герцена пронизывает идея единства. Он подчерки единство прир и ч-ка, материи и сознания, эмпирического опытами рационального мышления, созн и бессозн деят-ти, индивида и народа, естествознания и Ф, науки и жизни. В полит области Герцен стремится к достижению общества без насилия и антагонизмов. Рос будущее он связывал с идеалами народ социализма. Не случайно, а в силу своих исходных филос установок, Герцен стал одним из родонач русского народничества. Незадолго до своей кончины Герцен адресует Бакунину письмо "К старому товарищу", в кот он выступает против крайностей революц нигилизма, призывов к немедл свержению государства, к бунту — без должной научной и нравственной подготовки социальных изменений.
Если среди ранних западников своими филос талантами выделялся Герцен, то позднее одним из лидеров западников сталНиколай Григорьевич Чернышевский, современник М.А. Бакунина, Д.И. Писарева, И.М. Сеченова.
На Чернышевского значительное влияние оказала философия Фейербаха. Чернышевский, подобно Фейербаху, — европоцентрист, материалист и атеист. Философское внимание Чернышевского направлено на человека. В этом он следует Фейербаху, но в отличие от последнего Чернышевский дополняет философскую характеристику человека экономическим, социально-политическим и этическим анализом. Чернышевский разрабатывает проблемы экономики, определяет материальные условия быта как имеющие первостепенное значение для жизни человека. Здесь Чернышевский близок к воззрениям Маркса. Но удельный вес экономизма в учении Чернышевского не столь высок, как в марксизме. Чернышевский в отличие от Маркса основное внимание уделяет не экономике, а эстетике и этике.
В этике Чернышевский — сторонник "разумного эгоизма", согласования поступков с внутренними убеждениями и рациональным выбором, который может быть сопряжен и с жертвами. Но жертва должна быть осмысленной. В противном случае она превращается — по словам Лопухова, героя романа Чернышевского "Что делать?", — в "сапоги всмятку".В эстетике Чернышевский также близок к материализму, для него прекрасное есть полнота жизни. Если речь идет о произведении искусства, то оно должно оцениваться прежде всего в его связи с реальной, повседневной жизнью.Безусловно, философия Чернышевского способствовала развитию русской культуры второй половины XIX в., привнеся в нее ряд жизнеутверждающих мотивов.
29.