Аристотель — древнегреческий философ. Ученик Платона. Творчество Аристотеля положило начало превращению философии в самостоятельную область знания. В центре внимания Аристотеля стоял вопрос о значении по¬нятий для бытия и для знания. Платоновские «идеи» - обык¬новенные копии или двойники чувственных вещей. Аристотель считал, что для нашего познания единичное бытие есть сочетание «формы» и «материи». Итак, он заменяет слово «идея» более общим термином «форма» и задумывается о соотносительности ее с «материей». Аристотель считает, что она может быть представлена либо через определение, либо через противоположное ему - лишенность. С точки зрения бытия «форма» является именно сущностью предмета. С точки зрения познания «форма» есть понятие о предмете или те определения существующего в себе предмета, которые могут быть сформулированы в понятии о предмете. Следует отметить, что «форма» необходима для каждого предмета, она вечна и неизменяема. Например, кусок мрамора приобретает «форму» статуи. Таким образом, мрамор является определенным предметом и принимает некое очертание, которое до этого никогда не возникало. Следовательно, это очертание становится «формой» куска мрамора. «Форму» можно трактовать как «оформляющее начало».
«Материя» же, с точки зрения Аристотеля, есть «нечто неопределенное». Под «материей» он подразумевает субстрат (первоэлемент) в безусловном смысле. Она представляет собой то, что само по себе чем-либо отдельно существующим. Она не характеризуется ни количеством, ни какой-либо другой из категорий, посредством которых определяется сущее. «Материя» по его мнению - это чистая возможность, потенция; это пассивное состояние бытия. Конкретное воплощение «материя» получает только в том случае, если она приобретает некую «форму». Противоположностью этой самой «возможности» является «действительность». Переход от возможности к действительности называется движением. Через движение проявляется воздействие силы. Аристотель различал 4 рода движения: перемещение в пространстве, движение, производящее качественные изменения; движение, производящее количественные изменения, а также движение, вызывающее возникновение или разрушение первичных субстанций.
Итак, «форма» - является общим, в реальности же единичным. Для того, чтобы «форма» могла стать «формой» определенного единичного предмета, необходимо, чтобы к ней присоединилось еще нечто. Но если к «форме» присоединится нечто, что возможно выразить с помощью некого определенного понятия, мы вновь получим «форму». Таким образом, из всего вышесказанного можно трактовать «материю» как «лишенность» определения, которое ей предстоит приобрести. Другими словами, «материя» есть «лишенность» «формы». Итак, вещи как бы возникают, из двух онтологических начал.
Понятно, что субстанция, являющаяся природным сущим, подвержена становлению. Изменения, которые может претерпевать субстанция, движение, субъектом которого она бывает, определяются ее материей и формой, хотя сама субстанция остается единой, получая множественные характеристики.
Также подчеркивается, что форму и материю возможно разделить логически, но в реальности это неосуществимо. Если вернуться к примеру с мраморной статуей, то мы увидим, что ее форма существует только в некой материи, в нашем случае это мрамор. По меньшей мере, так обстоит дело в природном мире. В небесном пространстве существует особая материя, некий «пятый элемент», иначе – «квинтэссенция». Аристотель же дал этой пятой материи название «эфир». Эта материя отличается от всех остальных, таким образом, если рассматривать сущее, которое состоит из такой материи, форма может быть отделима. Также возможно существование некой «чистой формы», без материи. По Аристотелю, такой «чистой формой», «чистым умом», является Бог. Он есть действительность, к которой не примешивается ничто материальное, никакая возможность; Бог - чистое мышление, предмет которого — его собственная деятельность мышления. Другими причинами начал бытия и мира выступают производящая причина( то, откуда берет первое свое начало изменение) и цель (то, ради чего происх в мире те или др. явл-я).
Понимание движения: Оно вечно и подразделяется на четыре вида: возникновение и уничтожение, количественное изменение, качественное изменение, перемещение в пространстве. Аристотель полагал, что природа состоит из четырех элементов - огня, воздуха, воды и земли. Они наделены двумя парами противо¬положных свойств, имеющих активный и пассивный характер. Таким образом он выражал мысль об измен¬чивости всех явлений и вещей природы, всеоб¬щей связи вещей в окружающем нас мире.
Учение Аристотеля о познании: источником наших знаний является объективный, сущест¬вующий вне нас мир. Приобретаемые человеком знания - суть знания об уже сущест¬вующих вещах и их свойствах. Исходным пунктом познания являются чувственные восприятия и способствующая их удержанию память. Первой специфически человеческой формой познания является искусство (все¬возможные специальные знания, умения, навыки. В классификации наук Аристотель выделяет три больших блока: 1) науки теоретические, 2) науки практические и 3) науки продуктивные.Предпочтение отдается наукам теоретическим (философия, математика, физика). Особое внимание уделяет Аристотель философии.
Со¬циально-политические воззрения: Он обосновывает необходимость укрепления и защиты рабовладельческого строя, ссылаясь на законы природы, говорит о рабстве как о естественном и вечном явле¬нии. Аристотель положил начало подробной разработке теории государства. создается оно для того, чтобы жить счастливо. Власть в государстве должна принадле¬жать среднему слою рабовладельцев. Благодаря этому обеспечивается равновесие сторон и снимаются внутренние распри.
12.